Увеличение числа самоубийств среди подростков может быть итогом обучения на изоляции.
Завершился первый полный дистанционный учебный год в Казахстане. Но Министерство образования и науки решило помочь восполнить пробелы в знаниях, которые оказались неизбежными при домашнем обучении. Для этого
при учебных заведениях созданы летние школы, которые ученики могут посещать по желанию родителей. Занятия будут проводиться до 19 июня
В МОН заявили: в подобных дополнительных уроках нуждаются около 7 тысяч школьников. Помимо этого, в летний период будут работать школы олимпийского резерва, там смогут подтянуть знания около 600 одаренных детей.
Между тем психолог Светлана Богатырева убеждена: уделяя все внимание нехватке знаний, не надо забывать о психологическом здоровье детей. Учеба на «дистанционке» способствовала накоплению напряжения, которое по большей части особо никак не отрабатывалось.
— Есть единичные примеры, но системно эта работа не велась. В Израиле, к примеру, где только на днях прекратились обстрелы и ракетные атаки, классные руководители сразу же обзвонили детей, узнали, кто как себя чувствует, и помогли компенсировать накапливающийся стресс. У нас подобной работы практически не велось весь учебный год.
Большинство преподавателей волнуют только показатели успеваемости, но не психологическое состояние подопечных. Психолог один на всю школу, и он не успеет охватить такую массу детей. Я считаю, психологи должны провести определенную работу с классными руководителями, подготовить их, а те в свою очередь в условиях «дистанционки» должны регулярно проводить работу с учениками, — говорит психолог.
Между тем всего за четыре месяца (с января по апрель 2021 года)
в Казахстане уже было совершено 53 суицида среди несовершеннолетних. Это на 15,2% больше, чем годом ранее.
Попытки суицида совершили еще 120 подростков — на 5,3% больше, чем в 2020 году — 21 мальчик и 99 девочек. Большинство из них проживали в полных семьях. И эти показатели, по мнению Богатыревой, весьма пессимистичные.
— Что касается дистанционки, считаю, что в целом в сложившейся ситуации, имею в виду пандемию, МОН делало все возможное. И опиралось на те ресурсы, какими обладало. А главный ресурс — это педагоги.
Дистанционный формат обучения выявил, насколько у наших учителей по большей части низкий уровень цифровой грамотности. И самое главное — насколько низкая мотивация развиваться и применять новые образовательные технологии. У нас получилось не дистанционное обучение, а его слабое подобие.
Подросткам не хватало живого общения, социализации. А ведь научиться строить взаимоотношения и разрешать конфликты — это одна из основных задач в этом возрасте
В целом и педагоги, и сами родители мало озабочены психологическим состоянием, для них важнее академические результаты. А в сложившейся ситуации пандемии наоборот, надо, чтобы все это не выливалось в страшные цифры, — отмечает психолог.
Таким образом, по мнению Светланы Богатыревой, проблема эта комплексная.
Она кроется и в несовершенстве методик обучения, и в уровне преподавания, и в завышенных ожиданиях от детей в этот период
Но надо понимать, что пандемия — это форс-мажор. Она выявила пробелы, на которые в будущем необходимо обратить внимание и системе образования, и родителям. Немаловажным для здоровья школьников остаются спорт и физическая активность. В условиях пандемии стала актуальной задача пересмотра подходов к занятиям спортом.
— Как вариант, от массового спорта надо двигаться в сторону тренировок небольшими группами
Сейчас, например, в Алматы построено много новых современных спортивных площадок, можно локально организовывать занятия на них. Мне кажется, надо делать корректировку на эпидемиологическую ситуацию, и пока она не выровняется, не требовать, чтобы все было как прежде.
Реальность изменилась, и всем надо быть готовыми к ней приспосабливаться — и системе образования, и семьям. Главные ответственные за детей все-таки родители. И именно мамы и папы в первую очередь должны думать, как эффективней адаптироваться вместе с детьми к сложившейся ситуации, — утверждает психолог.
Насторожила статистика по подростковым суицидам и депутата мажилиса парламента Казахстана Ирину Смирнову. По ее словам, чтобы разобраться в причинах происходящего, государству надо принимать меры.
Главные уроки «ковидного» учебного года
— Мы и так впереди многих стран по этому показателю. Наверное, министерству образования и науки надо собрать пул психологов. Чтобы понять сложившуюся ситуацию и причины этого очень печального и трагичного явления. Надо выявить, в каких регионах суицидов было больше, что явилось причиной и так далее. Но вне зависимости от всего этого, надо понимать, что сегодня наши дети лишены отдыха как такового. А им он необходим, несмотря на мнение, что, мол, на домашнем обучении они и так отдыхали. Нет! Это достаточно стрессовая ситуация, особенно когда у ребенка нет поддержки. Хорошо, когда дома его поддерживают, понимают. Кто-то нанимает репетитора, если он не справляется, с кем-то занимались родители или бабушки с дедушками. Хорошо, когда ребенок обеспечен всеми необходимыми средствами, в том числе доступом к интернету, и ни в чем не нуждается.
Другая ситуация, когда ничего этого нет — ни доступа к сети, ни нормального гаджета. Ребенок при таких условиях не может получать знания, но у него есть чувство ответственности, и он знает, что должен учиться. Но не получается. Возможно, исходя из условий жизни той или иной семьи — к примеру, квартира съемная, денег не хватает и т. д.
И это чувство тревоги, ответственности и даже вины непосильным грузом ложится на неокрепшую психику,
— констатирует Смирнова.
Она недоумевает, почему МОН, выделив две недели для наверстывания упущенного, считает, что в этот короткий промежуток ученики смогут получить достаточные знания. Учитывая, что не смогли это сделать за весь учебный год.
— Надо все-таки озаботиться оздоровлением психики детей. Выяснить, где они находятся, в каких условиях живут. Особенно школьники из неблагополучных и малообеспеченных семей, которых каждая школа знает наперечет.
Надо выяснить, занимались ли эти дети, где собираются проводить летние каникулы. Подумать, как обеспечить возможность их отдыха. Узнать, есть ли у них питание, одежда и как они будут готовиться к следующему году
Надо срочно провести совещание и решить эти вопросы буквально по каждому ребенку. А также посмотреть, как будут проводить каникулы дети с инвалидностью, — предлагает депутат.
По наблюдениям Ирины Смирновой, уже появляются объявления о платных детских лагерях. Они уже принимают детей при соблюдении всех санитарных норм и сокращении количества отдыхающих.
— Если можно работать таким лагерям, как «Горное солнце», наверное, можно и остальным?! Государственных лагерей сейчас не осталось — в большинстве своем они частные. Но раньше они работали по госзаказу.
Теперь надо узнать в МОН, где средства, которые в рамках всеобуча были выделены в начале года на отдых детей
— заключает Смирнова.