Исполнение нового постановления правительства об антитеррористической защите будет эффективным только при значительных финансовых расходах.
Вступило в силу постановление правительства от 6 мая 2021 года о требованиях к организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении. В перечне таких объектов вошли все, кроме придомовых магазинчиков, — места одномоментного нахождения 200 и более человек.
Форма собственности значения не имеет. Следовательно, владельцам таких объектов придется для выполнения требований правительства оснастить их физической и технической охраной. Это и видеонаблюдение, и тревожные кнопки, и сигнализации, и живые профессиональные охранники, способные дать отпор в случае нападения.
Аналогичное постановление правительства № 191 уже принималось в 2015 году тогдашним премьером Каримом Масимовым. Как оно исполнялось шесть лет, мы видим — возникла острая необходимость нового документа. А он, кстати говоря, незначительно отличается от предыдущего.
Президент Ассоциации охранных организаций РК Анатолий Калинин сразу же вспомнил историю этого вопроса, которому не один год.
— Возьмем в пример школы, очень уязвимые в террористическом отношении. В большинстве вместо охраны сидят старушки-вахтерши, способные только прогонять родителей учащихся. Видеонаблюдение где-то работает, где-то нет, потому что его надо содержать. Если в каждую крупную школу, к примеру, поставить металлоискатели, дети с утра и до обеда будут только через рамку проходить. Кажется, со школами это совершенно не сработает…
— Ничего подобного! В НИШ уже несколько лет установлены турникеты, через которые ученики и учителя проходят безо всяких проблем. Причем там двойной рубеж. Сначала наружный пост охраны, а затем входная группа в здание. Двойная проверка, и все успевают на занятия.
— Насколько дорого это будет для бюджета? Есть ли такие деньги?
— Здесь надо решать — или мы говорим о деньгах, или о безопасности. Безопасность не может быть дешевой. Если вспомнить трагедию в Кемерово, где случился пожар в торговом центре «Зимняя вишня», она связана с экономией на безопасности. Потому что всю противопожарную сигнализацию устанавливал повар по образованию.
У нас сейчас весь рынок противопожарных сигнализаций и систем видеонаблюдения заполнен дешевой китайской техникой
И каждый продавец готов смонтировать все сам. Проблема в том, что отменена разрешительная система для установки, монтажа и обслуживания систем безопасности. Теперь не нужна лицензия, вся деятельность коммерческих структур носит исключительно уведомительный порядок. Кроме того, контролирующие органы не имеют прав проверять такие объекты — действует мораторий на проверки МСБ. Хотя, на мой взгляд,
мораторий не должен распространяться на объекты, напрямую связанные с безопасностью людей
Отсюда и получается, что чаще на объектах массового скопления людей устанавливают дешевую технику.
— Какие у нее минусы?
— Она не адаптирована к климатическим условиям Казахстана. Если речь идет о наружном видеонаблюдении, оборудование не рассчитано на -40 и +40 градусов. К дешевой внутренней технике также много нареканий. У нее разрешительные способности буквально на 1-2 дня хранения записи. А чтобы отследить преступников, требуется минимум 7-10 дней. Кроме того, системы видеонаблюдения и сигнализации должны быть выведены на монитор как охранной организации, так и полиции. Но они чаще никуда не выводятся, так как установлены для формальности.
Все объекты образования содержатся за счет бюджета.
— Да, они будут устанавливать охранные системы через тендеры. А в Казахстане тендер выигрывает тот, кто предлагает самую низкую цену.
— Именно! Отсюда и возникающие проблемы. Я считаю, что любой объект, уязвимый в террористическом отношении, должен иметь совмещенные виды охраны — физическую и техническую. Причем техническая должна выводиться на пульты централизованного наблюдения как охранной организации, так и в полицию, как я уже сказал.
Охранная организация должна реагировать на систему путем оперативного реагирования специальных групп
Случилась чрезвычайная ситуация — группа должна прибыть на объект в течение 5-7 минут. В Казани Росгвардия сработала и прибыла в гимназию через 3 минуты, потому что у них точка отстоя была неподалеку от этого места. У нас тоже группы оперативного реагирования охранных организаций разбросаны по всей территории населенного пункта. Потому что в договорах на охранные услуги есть обязательство оперативного реагирования в течение 5-7 минут. Но опять же,
чтобы мобильные группы находились на этих точках стояния, им надо платить. Надо содержать охранников, транспорт
К тому же, охранники должны быть в бронежилетах, касках и с оружием. Ведь их задача — адекватно реагировать на несанкционированные проникновения или нападения на объекты.
— А какое оружие сейчас разрешено охране?
— И травматическое, и гладкоствольное, и электрическое. Кроме того, охранник в случае нештатной ситуации имеет право применять спецсредства — дубинку и наручники. Это достаточно большие права, но и подготовка таких охранников соответствующая. Перед тем как приступить к работе, каждый должен пройти 96 часов обучения. Затем ежегодно 36 часов повышения квалификации для подтверждения своей профпригодности. Экзамены, между прочим, принимают сотрудники полиции. То есть при таком подходе уже на объекте не может быть бабушки-вахтера пенсионного возраста.
Конечно, в охранных организациях работают и пенсионеры органов внутренних дел. Но они дееспособные и выполняют в основном организационную и административную работу.
— Если административные здания в Казахстане давно под адекватной государственной охраной, то больницы и школы — очень и очень условно. Помимо установки видеонаблюдения, как гласит постановление правительства, нужна будет и профессиональная охрана, о которой вы рассказали. Где бюджет возьмет такие деньги?
— Когда это постановление готовилось, мы видели проект. КНБ его непременно согласовывал с Министерством финансов и Миннацэкономики. То есть под эти гособъекты должны предусматриваться средства. Значит, деньги заложены. Другое дело, какие именно. Сумма в данном случае имеет значение.
— Сколько примерно на школу на 1 200 мест нужно денег для полного обеспечения физической и технической охраной?
— Сложно сказать, поскольку у каждого объекта свой паспорт безопасности. Могу одно сказать, что
сейчас на практике охранников берут на зарплату в 50-60 тысяч тенге. Кто идет работать на такую зарплату? Какой-нибудь престарелый пенсионер,
но никак не дееспособный сильный мужчина, способный выполнить свою функцию в случае нештатной ситуации.
Размер зарплаты профессиональных охранников необходимо пересмотреть. Если, конечно, не создавать видимость обеспечения безопасности. Причем рассчитывать надо на 12-часовой режим работы охранника, а на ночь сдавать объекты под видеонаблюдение. Это удешевит содержание системы безопасности.
— Терроризм же появился не сегодня и не вчера. Так почему для такого постановления потребовались годы, чтобы его принять? Потому что в Казахстане нападений на школы не было или что?
— На самом деле, действительно, выводов после трагического российского опыта сделано уже предостаточно. Проблема не нова. Другое дело, что
у нас в стране есть привычка реагировать и придумывать какие-то варианты предотвращения трагедий уже после того, как они случаются
А спустя время все снова расслабляются и нормы перестают выполнять.
Допустим, что касается объектов образования. Еще в постановлении премьер-министра Карима Масимова № 191 есть требования к обеспечению безопасности в организациях образования. В нем все расписано — что должна быть техническая система охраны, видеонаблюдение, тревожные кнопки, что в крупных школах должны сидеть охранники.
Одно время в школах даже сидели полицейские, потом их все равно сменили сторожи и бабушки-вахтерши
То есть на бумаге, в принципе, требования к объектам, уязвимым к терроризму, все расписано уже давно. Но это не выполняется. Деньги не выделяются. Или выделяются, но весьма скудные.
Еще один момент. В Алматы все школы имели ограждение. Но прежний аким Бауыржан Байбек посчитал, что это некрасиво, и постановил заборы убрать.
Настойчивые директора школ, конечно, заборы отвоевали под личную ответственность. Однако
у многих школ теперь открытые территории, которые стали пристанищем сомнительных лиц
Все настолько запущено, что любой гражданин может спокойно подойти к зданию и проникнуть в школу даже через окно.
— Вы сказали, что школы системы НИШ и, я так думаю, элитные частные школы, соответствуют нормам безопасности?
— Я бы рекомендовал этот вопрос задать МВД, мы таким учетом не занимаемся. Я знаю, что такие оборудованные школы есть. Например, одна из охранных компаний уже 25 лет работает на рынке услуг безопасности в объектах образования, так у них порядка 40 мониторов висит в офисе. Информация из объектов транслируется в онлайн режиме 24 часа в сутки. Причем программа устроена так, что при возникновении какой-либо нештатной ситуации экран начинает сигналить. Мгновенно на место выезжает мобильная группа. Это идеальный пример, как должна работать система безопасности.
— То есть на самом деле технически в Казахстане есть технологии и возможности для максимально эффективной защиты от террористических угроз? Просто не делают ничего в целях экономии?
— Конечно! Возможностей полно. И самое главное, что сейчас и полиция по рукам связана. Им запрещают проверять объекты. Как в будущем государство узнает, выполняется ли постановление правительства на местах? Никак.
Чтобы прийти с проверкой, требуется разрешение прокуратуры, а из-за моратория на проверки прокуратура их не дает
Мы все, безусловно, заинтересованы в том, чтобы в любом месте каждому гражданину было безопасно для жизни и здоровья. Но в таком случае одних распоряжений власти мало. Чтобы очередные усилия в вопросах антитеррористической защиты не стали бутафорией, нужны профессионализм, контроль, ответственность и никакой экономии.