Представитель научно-экспертного совета Ассамблеи народа Казахстана высказался о поправках в земельное законодательство.
31 декабря 2021 года истекает мораторий на предоставление сельскохозяйственных земель иностранным гражданам и компаниям в собственность и в аренду.
Своим указом президент Касым-Жомарт Токаев поручил закрепить на законодательном уровне дальнейшие земельные правоотношения с потенциальными арендаторами и собственниками сельхозугодий.
В марте 2021 года постановлением правительства утвержден состав комиссии по земельным реформам, которой и предстоит отработать все нюансы, которые затем станут буквой закона.
Председатель узбекского этнокультурного центра Нур-Султана, член НЭС АНК, член общественного Совета МИД РК Шерзод Пулатов, представляя в столице узбекский этнос, считает проделываемую государством работу важной и своевременной.
На официальном сайте Ассамблеи народа Казахстана он высказал свое мнение о том, что поправки в законодательство по вопросам земельных отношений раз и навсегда снимут напряжение в обществе, а также защитят суверенные интересы государства.
«Действительно, вопрос земли всегда волнует граждан Казахстана», — считает Пулатов. — «Поэтому разработка этого законопроекта имеет большую значимость и важность. Согласно закону, предоставление сельхозземель иностранцам и иностранным компаниям, казахстанским компаниям с иностранной долей, лицам без гражданства, научным центрам с международным участием, а также кандасам полностью запрещено.
Сроки ранее арендованных сельхозземель иностранцами и казахстанскими компаниями с иностранной долей не могут быть продлены и будут находиться во владении только до истечения срока их использования
Репатрианты имеют право получить земельный участок для личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства. При этом сельхозземли могут взять в аренду только после получения казахстанского гражданства. В целом эта инициатива вносит положительные тенденции в социально-экономическую и законодательную сферы».
И тем не менее остаются нерешенными такие вопросы, как гарантии для иностранных инвесторов и привлекательность Казахстана для иммигрантов.
— Шерзод, ученые-аграрии уже много лет говорят о том, что неиспользуемые собственниками казахстанские земли деградируют и остро нуждаются в уходе. По их мнению, сельскохозяйственные угодья следует отдавать во временное пользование хоть кому-то, если граждане Казахстана не хотят. Вы не согласны с мнением аграриев? Не вызовут ли поправки в закон отторжения у потенциальных инвесторов, которые были готовы инвестировать в сельское хозяйство, но отсутствие гарантий по земле их напугает?
— Привлекать иностранцев к работе на казахстанских сельхозугодьях можно и даже нужно. Поскольку есть специалисты, умеющие возделывать нехарактерные для Казахстана, но подходящие по климату культуры или выращивать ценные породы скота. Они могут поделиться опытом с казахстанскими аграриями.
Как это сделать в условиях запрета на аренду и право собственности? Путем создания совместных предприятий с участием зарубежных специалистов
Мы же в других отраслях это делаем, и сельское хозяйство не исключение.
Но надо не забывать, что очень важным является вопрос формы владения этой сельскохозяйственной землей. В этом вопросе я категорически настаиваю, чтобы иностранное участие в развитии сельского хозяйства Казахстана не осуществлялось в условиях аренды или собственности казахстанской земли негражданами Казахстана.
Следует проработать такую юридическую форму сотрудничества, чтобы она не противоречила интересам Казахстана и при этом была выгодной для зарубежных специалистов, которые желают осваивать сельхозземли нашей страны.
Вообще, я считаю, что следует мотивировать самих казахстанцев активно заниматься сельским хозяйством. Особенно действующих собственников земель
Это должны быть какие-то госпрограммы с привлекательными условиями получения грантов или другие виды господдержки.
— В Казахстане огромные площади пригодны для ведения эффективного фермерского дела, возделывание которых крайне необходимо экономике страны и населению в целом в плане продовольственной безопасности. Но то, что земли простаивают, приводит к их деградации. С этими опасениями ученых-аграриев я согласен.
Так что можно и нужно найти компромисс для привлечения иностранных инвестиций с учетом интересов обеих сторон, не противореча интересам национальной безопасности Казахстана
Работающих в мире инструментов для этого достаточно.
Есть один тонкий момент. Инвестор — субъект, который в первую очередь нацелен на вложение денег с последующим извлечением прибыли. Не всегда право собственности на имущество в чужой стране волнует инвестора в первую очередь. Ведь и сотрудничество в рамках совместного предприятия также гарантирует инвестору достижение его целей.
Приведу в пример Объединенные Арабские Эмираты. В этой стране для иностранцев право собственности отсутствует как на землю, так и на имущество
Однако ОАЭ от этого не потеряли своей инвестиционной привлекательности. Следовательно, если какой-то потенциальный инвестор при благоприятном инвестиционном климате на первый план выносит не извлечение прибыли, а право собственности на имущество или землю, нужно задуматься, а точно ли это инвестор? Кто хочет работать — ищет возможности, кто не хочет — причины.
— Казахстан взял курс на увеличение численности населения. Не сократится ли число людей, желающих переехать в Казахстан на постоянное место жительства, которым придется годами ждать гражданства, чтобы элементарно построить домик на земле, купленной в частную собственность?
— Гражданство Казахстана получают лица, непрерывно прожившие в стране с видом на жительство в течение пяти лет. Для состоящих в браке с гражданином Казахстана срок сокращается до трех лет. Никаких проблем с получением казахстанского гражданства нет.
И пятилетний срок не такой уж и долгий, чтобы приводить его в пример в качестве негативного фактора для желающих получить казахстанский паспорт
В качестве примера рассмотрим получение гражданства в тех же арабских странах. Там ведь категорически нельзя получить гражданство, если только человек не какое-то выдающееся лицо. Максимум на что можно рассчитывать — вид на жительство. И с этим документом можно проживать исключительно в арендованном жилье. Несмотря на столь жесткие условия, люди едут жить в арабские страны. Так что в Казахстане очень лояльные условия для ведения бизнеса и переезда на постоянное место жительства.
— Земельный вопрос, остро возникший в республике в 2016 году, многие эксперты назвали изначально политизированным вокруг потери суверенитета силами соседних стран. Вы согласны с этой теорией? Является ли нынешнее рассмотрение поправок в земельное законодательство тем самым необходимым стране рецептом защитить свои национальные интересы во избежание проблем в будущем?
— Наша независимость святая для казахстанцев и оспариванию не подлежит. Однако меры по защите территории необходимы. Суверенное право каждой республики распоряжаться своим достоянием, исходя из национальных интересов.
Ни в одной стране мира, где для иностранцев отсутствует право собственности на имущество и землю, этот вопрос иностранными гражданами даже не обсуждается
Меры предосторожности никогда не бывают излишними. Однако я считаю, что в земельном вопросе в целях защиты интересов инвесторов органы государственной власти должны суметь выстроить с ними понятный, предсказуемый и прозрачный диалог. Без гарантий для обеих сторон сотрудничество всегда будет под вопросом.
В то время, когда парламент активно работал над поправками в Земельный кодекс, которые должны были снять «земельное напряжение» в Казахстане, другие эксперты призывали государство рассекретить имена нынешних владельцев сельхозугодий.
Со ссылкой на защиту персональных данных противники этой идеи всячески препятствовали составлению открытого реестра сельхозземель.
Профессор Гани Калиев, например, считает, что опубликование списка земельных собственников и статуса землепользования дало ответы на многие вопросы. В том числе и на главный — почему реальным землепользователям приходится проходить все круги ада для создания фермерского хозяйства, когда в то же самое время
гектары плодородных площадей и пастбищ, формально имеющих собственника, деградируют
В начале апреля глава Мясного союза Казахстана Максут Бактибаев привел достаточно аргументов в пользу рассекречивания списка земельных хозяев.
«По открытому кадастру. Мы много об этом говорим. На самом деле в Земельном кодексе есть статья 147, имеющая прямую норму, обязывающая своевременно размещать информацию обо всех лицах, которые получили земельный участок.
Я предлагаю комитету земельных ресурсов всю информацию с 2003 года, с момента введения Земельного кодекса, собрать воедино и опубликовать
И несмотря на закон о персональных данных, пользуясь тем, что Земельный кодекс имеет статус повыше, эту информацию опубликовать», – сказал он на втором заседании земельной комиссии, прошедшей 3 апреля в Нур-Султане.
Сторонники «земельной» открытости предполагают, что достоянием гласности эта информация станет, но для этого нужна политическая воля.