Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Минсельхоз ответил на критику ученых-аграриев о деградации сельского хозяйства. Часть 2

298
Фото пресс-службы акима ЮКО

Президент Академии сельскохозяйственных наук Казахстана Гани Калиев регулярно критикует работу минсельхоза, оперируя цифрами. В очередной раз ученый и его коллеги, пропустив два важных заседания земельной комиссии, обратились к премьер-министру с просьбой разобраться, почему представителей аграрной науки нет в составе комиссии?

Заодно авторы обращения рассказали о реальном положении дел в сельском хозяйстве. Минсельхоз же считает, что ученые явно преувеличивают. Ведомство поделилось тем, что сделано и делается в самых проблемных секторах отрасли.

Примеры успешной кооперации

«Не реализуется закон о сельскохозяйственных кооперативах», принятый в 2015 году. В стране «провал кооперации». «40% крестьянских хозяйств имеют площади земель до 10 га, здесь труд малопроизводительный и малодоходный», — именно так работники сельхозакадемии оценивают происходящее.  

— Сельхозкооперации уделяется большое внимание, — напротив, утверждают специалисты минсельхоза. — С принятием Закона «О сельскохозяйственных кооперативах» в 2015 году многие барьеры для развития кооперации были устранены. Кооперативы переведены из разряда некоммерческих в коммерческие и предусмотрели возможность распределения прибыли в сельскохозяйственном кооперативе.

Сохранены принципы демократичности: один член – один голос

К примеру, в Павлодарской области  есть успешный кооператив «Ертіс-Агро», который объединяет порядка 40 крестьянских хозяйств. В Костанайской области действует успешная модель организации кооператива «Успеновка Сут» по сбыту молока, объединившая личные подсобные хозяйства. Есть много хороших кооперативов на юге страны. В Жамбылской области действует преуспевающий кооператив СПК «Аулие Ата» по интенсивному яблоневому саду.

Все они реализуют свою продукцию крупными партиями.

Минсельхоз ответил на критику ученых-аграриев о деградации сельского хозяйства. Часть 1

Для стимулирования развития сельхозкооперации министерством реализуются меры государственной поддержки в виде приоритетности и повышенных нормативов в инвестиционном субсидировании:

  • по правилам субсидирования животноводства предусмотрено удешевление стоимости заготовленного сельскохозяйственного сырья
  • действует специальный налоговый режим для сельскохозяйственных кооперативов, предусматривающий 70-процентную льготу по всем налогам
  • планируется формирование не менее семи экосистем вокруг крупных инвестиционных проектов. В том числе мяса и молока, фруктов, овощей, сахара, зерновых и масличных культур. Они позволят реализовать меры по импортозамещению и доходности не только для предприятий пищевой промышленности, но и простых фермеров и сельхозпредприятий, занятости сельских жителей.

Таким образом, министерством создаются условия для развития крупно-товарного промышленного производства,

а также повышения загруженности мощностей промышленных предприятий. Это обеспечит ритмичность и стандартное качество производство сельскохозяйственной продукции.

Льготы для кооперативов

— Кроме того, будут проработаны меры по развитию якорной кооперации. Она позволит связать через вертикальные и горизонтальные цепочки кооперации потенциал ЛПХ и мелких разрозненных фермеров с потребностями предприятий пищевой и легкой промышленности.

Именно принцип кооперации «вместе – сильнее» позволит нарастить конкурентные преимущества мелкотоварного производства на селе

В целях реализации всех мер в рамках разработки Национального проекта по развитию АПК на следующую пятилетку прорабатываются новые подходы по развитию сельхозкооперации.

Планируется:

  • создать центры развития кооперации в каждом регионе для консультации и обучения при создании кооперативов. Эти центры будут способствовать реализации доступности информационно-консультационных услуг на некоммерческой основе
  • рассмотреть в рамках совершенствования налогового законодательства освобождение от корпоративного подоходного налога кооперативы и кредитные товарищества по мерам господдержки, а также освобождение от НДС
  • проработать вопросы по внесению изменений в законодательство в части расширения перечня услуг кредитных товариществ. Также максимально упростить вход и выход участников в кредитное товарищество для финансирования кооперативов

Все эти меры министерство детально обсуждает с представителями науки и бизнеса.

Также в рамках пилотного проекта по развитию кооперационной цепочки на селе «от поля до прилавка» Акиматам Алматинской, Жамбылской и Туркестанской областей выделен бюджетный кредит из резерва правительства на сумму 3 млрд тенге (по 1 млрд каждому региону) со ставкой вознаграждения 0,01% годовых.

Одним из основных условий кредитования является обеспечение стабильности цены на социально значимые продовольственные товары и насыщение внутреннего рынка отечественной продукцией

Интеграция взаимодействия между сельхозтоваропроизводителями и торговыми объектами приведет к развитию отечественного производства и снижению цен в торговых объектах.

Кооперационная цепочка

Таким образом, основная цель запуска механизма кредитования — улучшение социальной обстановки за счет обеспечения стабильной работы сельхозтоваропроизводителей, в том числе перерабатывающих предприятий. Кроме того, повышение уровня обеспеченности внутреннего рынка продукцией отечественного производства по фиксированным сниженным ценам.

В целом в рамках проекта регионами налажена система развития кооперационной цепочки путем закупа и сбыта аграрной продукции

В экономику регионов вовлечены 2 500 личных подсобных хозяйств, 31 крестьянское хозяйство, 73 КХ, 73 сельхозтоваропроизводителя, 10 перерабатывающих предприятий, 13 ИП и 82 торговых объекта.

Риторика минсельхоза понятна, цифры воодушевляют. Однако именно в названных ведомством регионах наблюдаются сезонные скачки цен как раз на социально значимую сельхозпродукцию. Огурцы по цене мяса? Легко!

ЛПХ все меньше, крупных хозяйств — больше

«Почти половина валовой продукции сельского хозяйства (48%) производится в малоэффективных личных подсобных хозяйствах», — говорят ученые.

— Внедрение современных технологий, улучшение породных качеств стада и доли численности племенного поголовья возможно только в организованных хозяйствах, — отвечает минсельхоз. И с ним, в принципе, никто не спорит. Продуктивность в животноводстве и урожайность сельскохозяйственных культур за счет ЛПХ не поднимется.

Анализ статистических данных за последние семь лет показывает снижение удельного веса ЛПХ в производстве продукции животноводства, а также численности поголовья сельскохозяйственных животных

Доля численности поголовья крупного рогатого скота в организованных хозяйствах выросла с 35,1 до 46,0%, овец – с 41,4 до 47,8%, в ЛПХ доля поголовья КРС снизилась с 64,9 до 54,0%, овец – с 58,6 до 52,2%.

Соответственно, за счет сельскохозяйственных предприятий наблюдаются положительные тенденции в увеличении продуктивности скота и птицы.  Средний живой вес одной головы скота и птицы, забитых в хозяйстве или реализованных на убой во всех категориях хозяйств, увеличился на 5% — с 322 до 338 кг. В сельхозпредприятиях рост составил 5% (2014 год — 399 кг, 2020 – 418 кг).

Средний надой молока на одну дойную корову во всех категориях хозяйств увеличился на 4% — с 2 275 до 2364 кг. При этом в сельхозпредприятиях рост составил 2% (2014 год — 4 252 кг, 2020 — 4 320 кг).

Дефицит пастбищ

«Не используются 50-60% пастбищ. Из оборота вышла почти половина земель сельхозназначения. Пастбища на приаульных территориях перегружены минимум в два раза. В то же время в пустынной и полупустынной зонах имеется значительный потенциал неиспользуемых пастбищ, уровень обеспеченности ими превышает 1,5-2 раза», — сетуют представители сельхозакадемии.

— По республике площадь пастбищных угодий населенных пунктов составляет 21 млн га. Согласно статданным, в ЛПХ на начало 2021 года имелись 6,2 млн условных голов сельхозживотных, подлежащих выпасу. Приказом министра утверждены предельно допустимые нормативы нагрузки на общую площадь пастбищ. По ним для выпаса скота ЛПХ расчетно требуется 50 млн га пастбищ.  Соответственно, расчетная нехватка пастбищ составляет 29 млн га.

Нет дефицита с пастбищными угодьями только в двух областях — Актюбинской и Западно-Казахстанской

В остальных 12 областях и Шымкенте дефицит пастбищ для выпаса скота местного населения существует. Острый дефицит пастбищных угодий — в Туркестанской, Алматинской и  Кызылординской областях.

Проведен анализ обеспеченности пастбищными угодьями организованных хозяйств. Так, в наличии у сельхозпроизводителей 5,4 млн условных голов сельхозживотных, для которых по утвержденным нормативам расчетно требуется 43 млн га пастбищ. При этом за организованными хозяйствами сейчас закреплено 76 млн га. То есть расчетный резерв пастбищ может составлять 33 млн га.

Обеспечение пастбищами сельских округов будет решаться местными исполнительными органами путем распределения пастбищ

в рамках планов по управлению пастбищами и их использованию в соответствии с законом о пастбищах.

Сейчас этот вопрос регулируются акимами сельских округов и районов. То есть акимы решают это совместно с органами местного самоуправления. Отметим, что по закону пастбища, расположенные в пределах территории поселков и сельских населенных пунктов, находящиеся в государственной собственности, предоставляются для удовлетворения нужд местного населения по содержанию маточного (дойного) поголовья сельскохозяйственных животных.

Для обеспечения пастбищами ЛПХ будут распределены неиспользуемые пастбищные земли организованных хозяйств, а также земли организованных хозяйств, которые используются с несоблюдением соответствующей нагрузки.

Плодородие земель

«Катастрофически снижается плодородие земель. Для сохранения их потенциала до сих пор не приняты никакие нормативные документы. А ведь речь идет о продовольственной и национальной безопасности страны», — написали в обращении премьер-министру ученые. Также они назвали слабой систему управления земельными ресурсами на уровне минсельхоза.

— Что касается вопроса о непринятии никаких нормативных документов для сохранения их потенциала, отметим, что Министерством сельского хозяйства 24 апреля 2017 года были утверждены Правила рационального использования пастбищ.

Они регулируют вопросы:

  • использования пастбищ с соблюдением (учетом) пастбищеоборотов и источников водопользования
  • формирования книги истории пастбища
  • использования пастбищ с учетом календарного графика
  • принятия мер по предотвращению выбытия пастбищ из хозяйственного оборота
  • недопущения зарастания земель сорной и древесно-кустарниковой растительностью, а также захламления бытовыми и производственными отходами

Кроме того, приказом министра сельского хозяйства от 17 января 2020 года были утверждены Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. Внесены изменения и дополнения в некоторые приказы министра сельского хозяйства, направленные на регулирование указанных вопросов.

Земельными инспекторами на основании правил рационального использования земель сельхозназначения особое внимание уделяется снижению:

  • в пахотном горизонте (0-20 сантиметров) содержания общего гумуса более чем на 5%
  • средневзвешенного содержания легкогидролизуемого азота, подвижного фосфора и обменного калия – более чем на 20%

По итогам этих работ землепользователи, нарушившие указанные требования, привлекаются к административной ответственности вплоть до изъятия земель. К примеру, с 2016-2020 годы принудительно изъяты всего 8,2 млн га неиспользуемых сельхозземель. При этом из них 5 млн га составляют пастбища. И работа в этом направлении продолжается.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter