В условиях продолжающейся пандемии поддержание доверительных отношений с ближайшими партнерами остается залогом успешного преодоления политических, социально-экономических и гуманитарных вызовов.
Казахстан в полной мере осознает важность сохранения тесных межгосударственных связей с региональными соседями, в особенности с Китаем.
В своем обращении к участникам ежегодного Боаоского экономического форума Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подчеркнул важность недопущения роста протекционистских настроений и дальнейшего закручивания спирали эгоистических односторонних решений.
Как подчеркнул Елбасы,
коронакризис убедительно показал неизбежность выбора в пользу конструирования мира, основанного на принципах взаимного уважения
В этом отношении инициатива «Пояс и путь» играет роль надежного базиса для предсказуемых и взаимовыгодных отношений между Казахстаном и Китаем. Как справедливо отмечает Нурсултан Назарбаев, через нашу страну проходят автодорожные и железнодорожные маршруты, которые соединяют Азию и Европу, Север и Юг. Это обстоятельство открывает широкий горизонт для казахстанско-китайского взаимодействия.
Надо отметить, что даже несмотря на пандемийный год, торгово-экономические отношения РК и КНР продолжают динамично развиваться. В 2020 году двухсторонний товарооборот вырос на 4% и составил $15,4 млрд. $9 млрд из этой суммы — экспорт в Китай. К 2023 году в Казахстане будет запущено порядка 56 современных предприятий общей стоимостью $24,5 млрд, которые будут способствовать реализации национальной программы индустриально-инновационного развития.
Примечательно, что дальнейшее расширение ожидается и в рамках деятельности международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос». По итогам прошедшего года объем грузооборота железнодорожного транспорта между Казахстаном и Китаем увеличился на 23% и составил 21,6 млн тонн.
Порядка 30% грузооборота приходится на транзитный трафик, потому можно ожидать, что маршрут по направлению Китай-Европа-Китай и дальше будет демонстрировать увеличение показателей.
В планах на 2021 год — двусторонний грузооборот должен возрасти до 24 млн тонн
Этому будет способствовать открытие нового железнодорожного маршрута, соединяющего со столицей Казахстана южнокитайский Наньнин.
В подобных обстоятельствах в полной мере можно согласиться с мнением Елбасы о том, что инициатива «Пояс и путь» не только доказала свою жизнеспособность, но и позволила ее участникам продвигать прогрессивные идеи сотрудничества.
Автор: Лидия Пархомчик, эксперт Института мировой экономики и политики