Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Государству нужно сдержать цены на бензин — экономист

1365
Олег Егоров, фото с личной страницы в Facebook

Мажилисмен Альберт Рау потребовал от правительства безотлагательно принять меры по стабилизации ситуации на рынке ГСМ.

«Необходимо провести расследование на предмет ценового сговора и картельных соглашений на рынке ГСМ, а также выработать и внедрить эффективные механизмы регулирования цен на бензин», – заявил он.

Депутат отметил, что с начала года стоимость АИ-92 в Алматы возросла со 150 до 168 тенге за литр, в Нур-Султане – до 170, в Актау – до 172, в Атырау – до 200 тенге.

«На этот раз причиной называют последствия аварийной остановки технологических установок на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе, вызвавшей рост биржевых цен на бензин. Мы не сомневаемся, что «объективные причины» найти можно всегда. Но, на наш взгляд, от этого рядовые владельцы автотранспорта  страдать не должны.

Кроме того, повышение цен на бензин оказывает мультипликативный эффект на конечную цену широкой линейки тарифов, товаров и услуг,

от чего опять же страдают простые потребители», – отметил Рау.

Сговор есть всегда

Доктор экономических наук, профессор Института экономики МОН РК Олег Егоров кроме названных депутатом причин роста цен на ГСМ назвал еще одну — роль посредников в отрасли.

— Министерство энергетики объясняет рост цен не сговором между участниками рынка, как считают депутаты, а аварией на Атырауском НПЗ. А что думаете вы?

— То, что заявил депутат, не первый случай. Ранее сговоры между НПЗ и самими АЗС подтверждались. Это всегда вызывало возмущение — где в этот момент государство? Почему оно не наладит контроль? А потому что государство отпустило цены на горючее. Но это не означает, что в ценовом плане с бензином любой марки и дизельным топливом можно делать все что угодно.

Поэтому, когда речь идет о цене на нефть на международных рынках и влиянии этой цены на тенге, это отговорки. Здесь чистая экономика

А что это? Добыл нефть — посчитай, во что обошлось, какие затраты и прибыль добывающего предприятия. Транспортный коридор по транспортировке этой нефти — то же самое. Переработка — та же история. Конечно, переработка на Шымкентском, Павлодарском и Атырауском НПЗ в силу естественных причин обходится по-разному. Но тем не менее контроль за процессом нужен. Для чего и была введена антимонопольная служба.

Сейчас же, получается, никакого контроля нет. Выходит, я покупаю 92-й бензин, а он, оказывается, не 92-й, а 80-й, в который добавили тетраэтилсвинец

Сговор есть всегда. АЗС часто говорят, что их прибыль практически равна нулю или они работают в убыток. Но это, мягко говоря, ложь. Иначе мы бы наблюдали дефицит заправок.

Поэтому вчера, сегодня и завтра самая главная функция государства — это контроль. Ведь в данной ситуации потребитель имеет право знать, почему бензин подорожал на четверть и кто в этом виноват?

Стратегические отрасли

— Мажилисмен Рау тоже отметил, что позиция у минэнерго беззубая, отсутствует внятная стратегия адекватного реагирования на рост цен на бензин. Но вы же понимаете, что от цен на ГСМ зависят цены и на все остальное — на продовольствие, лекарства и другие товары первой необходимости?

— Согласен. Поэтому и должен быть жесткий контроль, а не игры в какие-то мутные схемы. Нам не нужны объяснения о том, что происходящее явление временное, что повысили чуть-чуть, и это ненадолго. Разве рост 92-го бензина со 152 до 180 тенге это чуть-чуть?

— Когда министерство открестилось от регулирования цен на ГСМ, те аргументы, которыми оно оперировало, вас устроили? Следует ли снова вернуться к госрегулированию?

— Я считаю, что

такие отрасли, как электроэнергетика, нефтяная, военная, производство лекарств и ряд других, являются стратегическими и подлежат обязательному контролю со стороны государства

Постоянному мониторингу. Когда отказались от регулирования цен, многие «здравомыслящие» люди, кивая на рыночные отношения, сказали, что Казахстан молодец, отпустил цены на ГСМ в рынок.

Какая рыночная экономика? Наша экономика дикая. Мы отказались, чтобы кто-то похвалил Казахстан, который, дескать, прямо совсем в рынке.

Посредники берут свое

— Что, по-вашему, сейчас в первую очередь должно сделать министерство для стабилизации цен?

— Провести проверку, на каком основании они выросли. Принять меры и запретить подобные схемы в будущем.

И еще одно важное обстоятельство. На пути следования от скважины до нефтебазы, где концентрируются готовые ГСМ, «трудятся» очень много посредников, не имеющих никакого отношения к нефтеперерабатывающей отрасли. У них нет ни транспорта, ни сырьевых ресурсов. Это конторы, у которых есть только бумажки. И свою долю прибыли они получают за счет владения этими бумажками.

Когда нефть от скважины до конечного потребителя ГСМ проходит всю эту цепочку, дорожая на каждом этапе, мы видим дикие цены на бензин.

А почему бы не наладить прямые связи «скважина — НПЗ — заправка»? Это всегда было просто. Любая экономика строится на том, чтобы минимизировать затраты. Кроме нашей, казахстанской,

где в любой отрасли пасутся группы посредников. На их долю приходится треть, а то и половина конечной цены на товары.

Такая порочная практика сложилась в сельском хозяйстве, на рынке ГСМ и в других производственных отраслях, имеющих социальную значимость. Не знаю, хватит ли сил и политической воли у власти устранить эту посредническую прослойку, твердо окопавшуюся на своих нишах.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter