Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
449
-1.43
EUR
484
-3.48
RUB
4.86
0.00

Благодаря цифровизации Казахстан занимает 4-е место в Doing Business по «Обеспечению исполнения контрактов»

232
фото с сайта sud.gov.kz

За год пандемии казахстанцы, кажется, уже привыкли приходить на судебные процессы не в зал судебных заседаний, а через онлайн-платформы. Однако мало кто помнит, что курс на внедрение информационных технологий в судебной системе был заложен первым президентом Нурсултаном Назарбаевым еще в 2013 году на VI съезде судей.

За 7 лет цифровизация шагнула далеко и благодаря стратегическим документам «100 конкретных шагов» и «Цифровой Казахстан».

Все сервисы электронного правосудия

Хай-тек в судопроизводстве на самом деле не только возможность обмениваться документами через «Судебный кабинет» или участвовать на процессе, не выходя из дома или офиса. Это еще и запуск во втором полугодии 2021 года искусственного интеллекта, который позволит сторонам любого спора на основе уже существующей судебной практики оценить свои шансы на победу или проигрыш в суде.

Чтобы объективно оценить прорыв в информационных технологиях судебной системы, приведем факты и статистику уже достигнутых результатов:

  • Единая интернет-площадка судебных органов (sud.gov.kz) создана в 2014 году. Сайт позволяет просматривать информацию о деятельности Верховного суда и всех 390 судов страны. Сегодня у сайта более 5 тысяч посетителей в сутки и 25 тысяч просмотров ежедневно.

Благодаря этому интернет-ресурсу любой посетитель может воспользоваться онлайн сервисом «Судебный кабинет» и ознакомиться с ответами на популярные вопросы касательно правосудия.

  • «Төрелік» — единая информационная система судебных органов. Она позволяет быстро получить качественную судебную информацию о судебных актах, результатах разрешения направленных в суды жалоб и заявлений.

Информационная система решила архиважную задачу, которая ранее вызывала много нареканий. Теперь участники процессов могут постоянно контролировать процессуальные сроки регистрации и принятия заявлений, а также продление сроков рассмотрения по делу.

Система выявляет нарушения всех контрольных сроков. Это дисциплинирует и исключает волокиту с документами

«Төрелік» формирует статистические и аналитические отчеты, упрощает делопроизводство и судопроизводство.

  • Аудио и видеофиксация судебных процессов. Это электронный протокол заседаний, который сейчас полностью сместил бумажный аналог. В него нельзя внести правку, что дисциплинирует не только стороны процессов, но и самих судей. По данным Верховного суда, сейчас электронным протоколом фиксируются 92,5% судебных дел по стране. Кстати, внедрение АВФ существенно снизило уровень обжалования действий судей.
  • Электронное судопроизводство. Проект примечателен внедрением рассмотрения с 2018 года гражданских дел упрощенного, то есть письменного производства в электронном формате.

Также в рамках проекта материалы по делам небольшой степени тяжести и санкционированию из органов уголовного преследования поступают в суды только в электронном виде. Это в разы повышает оперативность рассмотрения уголовных дел, обеспечивает единый учет уголовных правонарушений и лиц, их совершивших, а также принятых в ходе досудебного расследования решений по ним.

  • Судебный кабинет. Это единое электронное окно доступа ко всем судебным услугам, работающее с 2014 года. Судебный кабинет изменил привычный порядок взаимодействия населения с судами. Пользователи с любого гаджета, не выходя из дома, могут направить в суд более 100 видов электронных обращений. Сервис позволяет увидеть регистрацию обращения, его статус в суде, получить судебный акт и даже аудиовидеофиксацию заседания.

Значительно экономит расходы на документооборот, почтовые услуги и расходы по передвижению представителей. Оперативен, обеспечивает безопасность

По статистике Верховного суда, в 2020 году через «Судебный кабинет» направлено более 1 млн документов. В их числе свыше 383 тысяч исковых, приказных и особых исковых заявлений. За 2020 год через судебный кабинет направлено порядка 92% всех заявлений, поступивших в суды. И этот объем только растет.

  • Мобильный судебный кабинет. Мобильная версия электронного сервиса предоставляет доступ к судебным документам в любой точке мира, где есть интернет. В 2020 году этот сервис был усовершенствован. Его пополнили новым функционалом — авторизацией и подписанием заявлений QR-кодом, который позволит авторизоваться и подписать документы через гаджет.
  • Судебные извещения. SMS-оповещением через электронную почту и судебный кабинет о дате и месте проведения судебного процесса охвачены в Казахстане все их участники. Таких оповещений за 2020 год судами направлено более 2,6 миллионов. Сервис дает больше времени на подготовку к процессам.
  • Мобильный ВКС. Позволяет людям удаленно участвовать в судебном заседании, даже находясь за границей. Для этого достаточно подключиться к сервису через планшет или смартфон и получить подтверждение суда его идентификации. За прошлый год проведено более 340 тысяч удаленных судебных заседаний.
  • Ситуационный центр начал работу в Верховном суде в 2017 году. Это централизованная система мониторинга деятельности судов. Сюда стекается вся информация о состоянии судопроизводства в республике, что позволяет оперативно находить и исправлять возможные сбои в работе судов.

Ситуационный центр мониторит деятельность судов по 750 основным показателям

В том числе по судопроизводству, делопроизводству, информационной безопасности, применению аудиовидеофиксации.

  • Предсказуемое правосудие. Важный фактор повышения инвестиционной привлекательности Казахстана. Для ее достижения Верховный суд совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» разрабатывает IT-программу по судебной аналитике и прогнозированию исхода судебного дела. Искусственный интеллект поможет людям лучше разобраться в их правовой ситуации.
  • Суды-Gis. Карта, с помощью которой можно найти контакты судов, адвокатов, медиаторов и нотариусов в конкретном регионе.
  • Digital Agent предоставляет возможность оценить комфорт, сервис, судебные процедуры и работу персонала судов, оставить жалобы и предложения. Любой пользователь этого мобильного приложения сможет в режиме онлайн связаться с администраторами судов и на месте решить возникающие вопросы.
  • Telegram bot — @smart_court_bot. Через него можно найти телеграмм-боты всех судов, задать вопрос оператору техподдержки, получить все судебные акты по ИИН и другие судебные услуги.
  • Апостилирование официальных документов, исходящих из судебных органов. Заявление на получение этой государственной услуги можно подать посредством портала «Электронное правительство» или НАО «Правительство для граждан».

Доступность и качество

Заместитель руководителя департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде РК Нурсултан Байтилесов сообщил, что в 2018 году Верховным судом принята «Стратегия развития цифровизации судебной системы Казахстана до 2022 года». Она «вдохнула» еще больший динамизм в цифровизацию судов.

Нурсултан Байтилесов

По его словам IT-сервисы существенно облегчают судопроизводство. На сегодняшний день электронно направляется более 92% гражданских исков. Кроме того, качество уголовного процесса повышает интеграция информационных систем судов (Төрелік) и правоохранительных органов (Единый реестр досудебных расследований). В суды из органов уголовного преследования поступают электронные материалы по делам небольшой степени тяжести и санкционированию.

Это в разы повышает оперативность их рассмотрения, обеспечивает единый учет уголовных правонарушений и лиц, их совершивших,

а также решений по ним, принятых в ходе досудебного расследования. С учетом рекомендаций страсбургского СЕPЕJ от 10 июня 2020 года о возможной необходимости блокировки работы судов для защиты здоровья и безопасности людей, суды Казахстана оперативно ушли на дистанционный формат рассмотрения дел. Поэтому в первые же дни карантина 2020 года количество серверов мобильной видеоконференцсвязи доведено с 67 до 152.

Сейчас «Судебный кабинет» принимает до 95% электронных документов, количество ежедневных дистанционных судебных заседаний возросло в 30 раз (со 150 — до начала режима ЧП — до 4,5 тысяч). 99,5% всех процессов проходит онлайн. Причем стороны сами высказываются об онлайн участии на процессах. В  перспективе оснащение электронных гражданских и уголовных залов.

— Как вообще учитываются интересы тех людей, которые либо живут далеко от «интернета» в силу удаленности от «цивилизации», либо в силу возраста или возможностей не могут пользоваться гаджетами? Получается, они отрезаны от системы правосудия?

— Конечно же, нет! При цифровизации судопроизводства государство учло проблемы с обеспечением интернетом отдаленных населенных пунктов, а также другие проблемы наших соотечественников участвовать в судебных заседаниях в дистанционном режиме. Здесь учли и качество связи, и способности пользоваться гаджетами. Таких случаев немного, но они есть. За первые три месяца 2021 года по республике всего проведено 202 015 судебных заседаний.

Из них в офлайн-режиме, то есть с непосредственным присутствием участников либо свидетелей по делам, проведено 11 940

Из общего числа это 6%. Согласитесь, немного.

— А каковы причины?

— Из 6% — 3,6% в связи с техническими трудностями (интернет-соединение, ненадлежащее качество связи) и недостаточностью цифровой грамотности участников процесса (не имеют навыков обращения с гаджетами,  мессенджерами, программами).

Оставшиеся 2,4% заседаний в оффлайн-режиме были проведены в целях обеспечения конфиденциальности судопроизводства

по категориям дел, подлежащих рассмотрению в закрытом судебном заседании, или когда в судебном процессе присутствует очень много участников. Например, так было по «Кордайскому» уголовному делу. Полагаю, с учетом расширения зоны покрытия интернетом населенных пунктов страны количество оффлайн-дел будет снижаться. А внедрение самых передовых информационных технологий сделает казахстанское правосудие еще более прозрачным.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter