Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
444
0.00
EUR
476
0.00
RUB
4.82
0.00

Юристы против минюста: время поднимать мертвых!

1805

Поправки в законопроект об адвокатской деятельности и юридической помощи, рассматриваемые мажилисом, предполагают ряд новшеств. Палаты юридических консультантов, например, надо увеличить — если раньше минимальный порог был 50 человек, теперь 200. И если такого числа участников не набирается, Палату нужно закрывать.

Во-вторых,

планируется создать единую республиканскую коллегию юрконсультантов и обложить всех практикующих юристов новым «налогом»

в размере не менее 1 МРП в месяц в виде членских взносов в коллегию.

Уже сейчас очевидно, что кроме трех казахстанских городов-миллионников никакой регион не справится с задачей укрупнить палаты юридических консультантов до 200 членов. Об этом медиапорталу 365info рассказывал руководитель одной из таких региональных палат Игорь Машинский.

Нет юристов? А если найдем?

И вот очередные новости. Как написал на своей странице в Facebook руководитель Ассоциации палат юрконсультантов «Қазақстан заң-кеңес» Фарид Алиев, найден «выход» из сложной ситуации.

«Ассоциация «Қазақстан заң-кеңес» находится в авангарде борьбы со «скандальным» законопроектом, и нам из регионов постоянно приходит информация от коллег», — говорится в публикации. — «И вновь поступают печальные новости. По словам наших коллег, им звонят люди, представляющиеся руководителями местных департаментов юстиции. Приглашают их в здания, похожие на здания департаментов юстиции.

Они просят (требуют) от палат в целях сохранения региональных палат принимать в свои ряды помощников частных судисполнителей и даже пытаются привлечь людей из базы данных безработных с юридическим дипломом («биржа труда»).

Если так пойдет дальше, в свои ряды палаты будут принимать умерших за последние 10 лет юристов, лишь бы минюст провел свою поправку

об увеличении минимальной численности членов палат. Цель – якобы повышение качества юридической помощи, как говорят нам с разных трибун наши оппоненты».

Председатель Мангистауской региональной палаты юрконсультанов «ZAN 362» Татьяна Касьян подтверждает, что контролирующий орган сильно обеспокоен нехваткой практикующих юристов для соответствия палат будущим требованиям закона.

Чемоданные настроения

— Это правда, что органы юстиции в регионах предлагают руководителям палат юридических консультантов набирать членов едва ли не с биржи труда?

— На тему увеличения количества членов нашей палаты у меня состоялся разговор с руководителем департамента юстиции Мангистауской области. В нашей палате юридических консультантов «ZAN 362» меньше 200. Поправки в закон об адвокатской деятельности и юридической помощи, против которых мы выступаем, предполагают увеличение минимального количества членов с 50 до 200. Но в регионах с этим большие проблемы.

В Мангистауской области всего две палаты. И что нам делать, если ни в одной нет 200 членов? Обеим палатам нужно добирать и добирать

И даже если мы объединимся, не факт, что будем соответствовать норме закона. Конечно, каждая палата хочет сохранить свою независимость. Об этом я говорила органам юстиции.

Общей массой быть может при объединении мы наберем 200 членов. Но в обеих палатах есть приостановленное членство, идет активная миграция как в плюс, так и в минус. Это последствия карантинных мер прошлого года. Они сильно повлияли на юридическую активность, финансовое состояние юристов и платежеспособность населения. У кого-то юридическая деятельность была нормальной, у других, напротив, снизился поток клиентов. Многие с трудом оплачивают членские взносы. Кто-то болел или болеет сейчас.

Что сейчас? Почему мы сомневаемся, что даже объединившись, наберем 200 активных членов? Потому что поправки в закон предусматривают увеличение финансовой нагрузки на юрконсультантов. Помимо того, что требуется аренда офиса, оплата канцтоваров, интернета, дополнительно придется оплачивать обязательные членские взносы в республиканскую коллегию и за пользование новой электронной системой.

Устно многие мои коллеги уже заявляют, что рассматривают возможность смены сферы деятельности, или же перейти на работу корпоративными юристами

Особенно это касается молодых юристов, которые не так давно закончили вузы. Они более гибкие, и не все дорожат своими дипломами о юридическом образовании.

Я так поняла, органы юстиции тоже волнует вопрос нехватки членов в палатах. Они же видят, что мы далеко не добираем до 200 членов. И если мы не начнем пополнять свои ряды за счет имеющихся в регионе юристов, это грозит тем, что в регионе палат не будет.

Количество вместо качества

— Не будет и не будет, юстиции-то чего волноваться?

— Я думаю, что для органов юстиции это будет минус. И это будет свидетельством того, что уполномоченный орган, которым является юстиция по отношению к Палатам юридических консультантов, не провел работу надлежащим образом. Ведь на местах у департаментов юстиции из-за расширения перечня услуг «Правительства для граждан» функций стало меньше. В основном это контроль за деятельностью адвокатов, юристов, частных судебных исполнителей и нотариусов. Поэтому, конечно, органы юстиции заинтересованы в сохранении региональных палат юридических консультантов.

В принципе, уже не в первый раз встает вопрос о том, чтобы выявлять и привлекать в палаты даже безработных юристов. Я считаю, что квалификация специалиста, который зарегистрирован как безработный и стоит на бирже труда, весьма сомнительна.

— Вроде бы ваши ряды хотят пополнить и помощниками частных судисполнителей?

— Об этом тоже был разговор в юстиции, что это не запрещено. Но я смотрю на подобное скептически.

Если человек уже трудоустроен помощником ЧСИ, будет ли он полноценно исполнять роль юриста-представителя в суде? Думаю, вряд ли

Если он получает стабильную зарплату, ему незачем совмещать две работы. Кроме того, не такие уж они и знатоки гражданского права.

Риск — дело тонкое

— Здесь самое интересное, что поправки преподносятся под личиной необходимости улучшения качества оказания юридической помощи, а юристы с биржи труда, кажется, совсем не то.

— Это и есть камень преткновения. Здесь два конфликтных момента.

Первый — чтобы подобрать нужное количество членов в палаты, придется набирать всех, то есть гнаться за количеством. За счет кого? За счет тех, кто есть.

Второй момент — как это будет соответствовать качеству? Если это юрист с дипломом, но без работы, у него отсутствует стаж. А для членства в палате он должен быть как минимум два года. Если люди когда-то закончили юридический факультет, а сейчас не работают, как правило, они уже утратили профессионализм и закалку. Как их брать?

Ну и наконец, если хороший юрист не может найти работу по профессии, значит, уровень его подготовки оставляет желать лучшего

Поименно всех не знаю, но по опыту хороший юрист не нуждается в рекламе и трудоустройстве.

Я бы не хотела искусственно создавать видимость соответствия букве закона, набрав в палату сомнительных специалистов. Нашей палате необходимо качество работы членов палаты. Ну и кроме того, пришел, допустим, юрист в палату, ему сразу надо платить членские взносы. Он еще толком не успел приступить к работе, но уже должен заплатить. А после поправок в закон размер взносов увеличится.

Вряд ли кто-то пойдет пробовать свои силы вот так, не имея гарантии, что удастся нормально заработать

В конце концов, мы работаем не для того, чтобы платить взносы и платежи. Мы работаем, чтобы жить. Это наш вид предпринимательской деятельности. И с учетом того, что наш доход зависит от платежеспособности наших клиентов, а многие утратили возможность найма профессионального представителя в суде, наши доходы резко упали.

— Нехватка юристов для соответствия палат норме закона — это проблема только Мангистауской области?

— Думаю, это проблема многих регионов, не считая Алматы, Нур-Султана и Шымкента. Кроме того, при расчете финансовой нагрузки на юристов надо понимать, что все обязательные платежи, в том числе и налоги, не должны составлять половину дохода… а у многих так и выйдет.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter