Министр энергетики единолично решил вопрос стоимостью в триллионы тенге.
С 1 апреля 2021 года предельные тарифы теплоэлектростанций вырастут в среднем на 15%, сказал на брифинге вице-министр энергетики Кайрат Рахимов. Повышение утверждено для финансирования модернизации. По словам Рахимова, увеличение ожидается в 37 из 45 энергопроизводящих организаций. Заявки каждой организации рассматривались индивидуально.
Вице-министр отметил, что большая часть энергоисточников страны введена в эксплуатацию в 1960-70-х годах. По результатам 2020 года износ энергоактивов составил 53%. При этом основные затраты в секторе генерации были направлены на поддержание этих активов в рабочем состоянии. Большинство станций несло убытки.
Экономист Асет Наурызбаев такой подход государства к повышению тарифов назвал чистой аферой.
— У всех монополистов и производителей в тарифах заложена амортизация, — говорит эксперт. — Все аварии случаются, потому что
вместо расходования амортизационных накоплений на капремонты, их кладут в карман
Некоторые собственники даже не знают, зачем нужна амортизация. И считают, что бухгалтеры их обманывают, хотят деньги украсть. Поэтому свободные потоки от амортизации идут на личные нужды, а потом начинаются разговоры, что денег не хватает на модернизацию.
— А если действительно в перспективе действующих мощностей не будет хватать, о чем и говорят в министерстве?
— Нужны расчеты. Допустим, они покажут, что в ближайшие пять лет потребуются 2 тысячи мегаватт дополнительной мощности. Только после оценки этих расчетов независимыми экспертами, можно даже зарубежными финансовыми институтами, следует объявить тендеры на строительство необходимых мощностей. Победить должен тот, кто предложит самую лучшую низкую цену. Это действия нормального правительства.
Правительство курильщика, каким является наше, идет по другому пути. Оно работает с каждым персонально. Идут тонкие душевные разговоры.
Кто убедительнее, тот отвоевывает повышение тарифа. К сожалению, в этой процедуре не участвует потребитель, то есть мы. И это возмущает
Надо требовать, чтобы была отменена эта процедура единоличного утверждения персональных тарифов министром энергетики. То есть один человек принимает решение стоимостью в триллионы тенге. Я умножил новые тарифы на много лет, в течение которых они будут действовать, получились триллионы. То, что случилось, несет огромный коррупциогенный потенциал. Я не могу сказать, что министр взял деньги. Но у него колоссальное количество стимулов взять деньги. И ни одного — не брать.
— Куда смотрят антимонопольщики?
— В данном случае антимонополия не действует, потому что считается, что в нашей стране существует рынок.
— То есть все сделали красиво так, чтобы не было никакого контроля за принятием таких решений министерством энергетики?
— Не министерством, а министром. У него есть имя и фамилия. Он лично принимает такие решения.
Согласований с антимонопольным ведомством и другими госорганами нет
Если бы они были, мы бы с большей степенью доверия относились к расчетам относительно будущих проблем с мощностями.
— Есть разные экспертные оценки, что в отрасли действительно низкая инвестиционная привлекательность и тарифы несправедливо низкие. Почему вы с ними не согласны?
— Такие вещи говорят как раз те люди, которые вытаскивают деньги из экономики предприятий в свои карманы. Вместо того, чтобы использовать амортизационные накопления на модернизацию предприятий. И это уже заложено в тарифах. Если им не хватает, пусть объяснят, почему.
Вообще, весь мир движется в сторону снижения цен, так как использует новые технологии, снижающие затраты
И только у нас тарифы только растут.
— А если провести независимый аудит, который бы оценил изношенность и тарифы, привязав одно к другому? Почему не проводят? Чтобы было окно для обогащения?
— Не нужен никакой независимый аудит, это и так вытекает из экономической сущности амортизации. Она и есть — накопления на капитальный ремонт. Достаточно не тратить эти деньги на свои хотелки, и не будет высокой изношенности. К жалобам подобных собственников надо относиться очень скептически.
А по генерации электроэнергии сначала надо доказать, что реконструирование действительно необходимо. Придуманным безумным инвестиционным программам нет никакого обоснования. Не исключено, что деньги будут потрачены впустую. Мы уже проходили эту историю,
когда Сауат Мынбаев придумал гениальную схему с введением пофамильных тарифов, которой министры энергетики пользуются и сейчас
А раньше был действительно рынок, станции торговались за цены и все пытались снижать их.
Я напомню, когда вместо появления большого оператора «Казахстан Энерго» появилось множество мелких производителей, цены на электроэнергию упали в три раза. Мы просто забыли это счастье. Во всяком случае, крупные потребители, которые сидели на сетях KEGOC, точно помнят это падение тарифов. Этот кейс перехода к рыночному ценообразованию вел к снижению цены на электроэнергию.
Сейчас мы в прямо обратной ситуации. Пришел министр, его кто-то убедил, что цены нужно поднять, он недолго сопротивлялся и поднял. То, что цены сейчас повысились таким безобразным способом, это та ситуация, при которой надо возмущаться. В нормальной стране так быть не должно.