На заре независимости Казахстана риск возникновения межэтнических конфликтов входил в число важнейших проблем.
Более того, тогда в числе прогнозов были и масштабные межэтнические конфликты, и риск потери государственности. И они были не лишены оснований.
Так, в глобальном исследовании Института социального развития ООН, проведенного в начале 1990-х, было зафиксировано 223 внутригосударственных этнополитических конфликта. Среди них указывались и новые очаги межнациональной напряженности на пространстве бывшего СССР.
Именно в этот период Нурсултан Назарбаев обосновал ключевые идеи новой политики в сфере национального строительства:
Санитарная авиация в коме: о чем молчат врачи?
Приверженность принципу «единство в многообразии» была подтверждена в 2020 году, когда Елбасы заявил:
«Мир, согласие и единство были, есть и будут ключевыми приоритетами государственной политики. Это принципиальная позиция в сфере межэтнических отношений, и она не поменяется».
Для укрепления и поддержки межэтнического согласия в стране в 1995 году была создана Ассамблея народа Казахстана, уникальный институт гражданского общества, объединяющий представителей 130 этносов. С 2007 года АНК имеет право делегировать 9 своих представителей в мажилис парламента страны.
Как показала история современного Казахстана, политика в сфере межэтнических отношений, формирование казахстанского патриотизма, заложенные Нурсултаном Назарбаевым, стали стратегически верной линией развития.
Сегодня авторитет Ассамблеи народа Казахстана признан на международном уровне, а опыт Казахстана в сфере политики межнационального мира и согласия представляет реальный интерес для многих стран, в некоторых из которых уже создаются подобные структуры.
Стоит отметить, что на сегодняшний день политика страны в сфере межэтнических отношений отвечает всем принятым международным стандартам. Такие организации, как ООН и ОБСЕ, неизменно дают высокие оценки нашей модели межэтнических отношений и усилиям по укреплению единства нации.
Есть деньги на еду, но нет на одежду — появляется новый слой общества?
При этом сохранение межэтнического согласия является базовым условием развития для любой полиэтничной страны. В Казахстане, по данным Комитета по статистике РК, на начало января 2020 года казахи составляли 68,5%, другие этнические группы – 31,5%.
Как отметил Нурсултан Назарбаев:
«Треть населения нашей страны — это представители различных этносов. Их вклад в достижения Казахстана известен всем, и мы должны наращивать этот потенциал. Особенно это касается так называемых мест компактного проживания этносов. С одной стороны, там созданы все необходимые условия для сохранения и развития традиций, языков, культуры этих этносов.
С другой стороны, на этой основе нам надо культивировать открытые, необособленные в своих культурно-языковых и социально-экономических нишах сообщества».
Политика, заложенная Нурсултаном Назарбаевым в сфере межэтнических отношений, получает свое продолжение и развитие в деятельности президента Касым-Жомарта Токаева. В частности, он подчеркивает:
«Мы продолжим политику укрепления мира и согласия в нашем обществе, ценностей взаимоуважения и равенства всех граждан».
Особая роль в этом ключе отводится Ассамблее народа Казахстана под руководством Елбасы.
Таким образом, как подчеркивают исследователи, благодаря мудрому и взвешенному подходу Первого Президента к политике в сфере межэтнических отношений, Казахстану удалось не только сохранить, но и существенно укрепить общественно-политическую стабильность в стране.
В условиях полиэтничного и поликонфессионального Казахстана именно такая политика могла и стала гарантией гражданского мира. Что в свою очередь является базовым условием благополучного развития любого государства.
Автор: Айман Жусупова, эксперт ИМЭП при Фонде Первого президента РК