Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Как казахи выбирали себе пару — вся правда о национальных традициях

5122
Фото: orexca.com

Если уж речь зашла о начале начал – создании семьи, должен сказать, что в казахском институте брака и семьи присутствовала такая удобная вещь, как предопределенность (не путать с безысходностью).

Это упорядочивало мерное течение жизни, избавляло от ненужных энергозатратных душевных метаний и закладывало фундамент для долговременных человеческих отношений.

Все оттенки казахских браков

Другими словами, не было путаницы и неразберихи. Не было нынешнего хаоса. Каждая маленькая девочка знала, кто ее будущий муж. И почти каждый маленький мальчик знал, кто его будущая жена.

Потому что довольно часто сватовство проводилось заранее: детей связывали узами брака еще в утробах матерей (атастыру), и с того момента эти семьи становились друг другу бел құда (сваты с рождения).

https://365info.kz/2021/01/tri-dnya-v-kazahstanskoj-pustyne-strana-glazami-inostrantsev

Случалось, детей «женили» даже в младенчестве. При таком раскладе будущие родственники назывались бесік құда (сваты с колыбели). Так обычно делали близкие друзья, желающие породниться.

Были еще и бауыздау құда. Звучит не очень, если честно. Но плохого в этом искать не нужно. Это что-то похожее на клятву на крови. В таких случаях резали овцу и таким образом скрепляли родство.

В общем, как я уже сказал, каждый маленький мальчик заранее знал, кто его суженая. Он рос с мыслью, что она тоже где-то там живет, тоже потихоньку растет и готовится стать его спутницей по жизни до самого конца. Ему это внушали с малых лет. Правда, увидеть ее он мог не сразу, а только потом. Когда начинал что-то понимать в жизни.

А еще бывало так, что богатые родители ездили по аулам в поисках подходящей пары для своего отпрыска. Проводили своеобразные кастинги – қыз таңдау. Присматривались. И требования, надо сказать, были у них весьма пристрастные.

«Тексізден қатын алма», – говорили. То есть: «Не бери в жены девушку бессовестную, беспринципную, из неблагородных, с плохой родословной…» и т. д.

Были еще и қарсы құда. Это когда сваты роднились по второму разу, то есть женили или выдавали замуж остальных своих детей. Сватанье по второму и третьему кругу преследовало цель – сүйек жаңғырту. Буквально – обновить кость. По смыслу – освежить кровь.

Поэтому не случайно говорят: «Күйеу жүз жылдық, құда мың жылдық» («Зять – на сто лет, а сват – на тысячу»). Таким образом, все было предопределено и обговорено. Породниться решали взрослые.

«Отредактированные» установки предков

У детей, естественно, разрешения никто не спрашивал. Их мнением вообще мало кто интересовался. А зачем? Что может по такому важному вопросу сказать дитя малое?

Поэтому и не было такого, чтобы маманя, вдруг показав пальцем на мальчика, обращалась к своей дочери с вопросом:

«Салимушечка, а не хочешь ли ты замуж вон за того мальчика? Посмотри, какой он хороший да пригожий. У его папы шестьсот лошадей и большая белая юрта».

Или, скажем, папаша своему сыну:

«Борсыкбай, иди сюда. Глянь на ту девчонку. Короче, ты на ней женишься. У них крутые завязки в ханской ставке».

Той как национальная идея: удивительная история из Шымкента

Возможно, сегодня кому-то такой подход покажется странным, но кое-какие старинные установки по инерции дошли и до наших дней.

Но тут, пожалуй, необходимо сделать одну существенную оговорку. Дошли они, мягко говоря, в сильно отредактированном виде. Да, нынче многие родители, глядя на свое растущее чадо, также начинают заочную фильтрацию возможных вариантов. Перебирают, тасуют, сортируют и потихоньку настраивают детей.

Приведу типичный диалог.

Маменька: – Слушай сюда, Магрипушечка. Ты помнишь Мыркымбаевых? Те, у которых дом в три этажа. Между прочим, их сынок учится в Гарварде.

Доченька: – Он ростом метр шестьдесят. И он курносый.

Маменька: – Ты странная. При чем тут его нос? С лица воду не пить. А то, что маленький, так это сейчас модно. Посмотри на итальянок. У них у всех мужчины меньше ростом.

Или.

Отец: – Тыркымбай, иди сюда, разговор есть. Короче, так. У моего шефа есть дочь. Ей пора замуж, поэтому ты на ней женишься. Понял?

Сынок: – Предложение услышал, логику понял. Но я ее видел. У нее ноги кривые.

Отец: – Ты что, дурак? При чем тут ее ноги, балбес?! Я тебе про дело говорю. И поверь мне: у баб все одинаково.

Возможно, я слегка утрирую, но суть от этого не меняется. Такие разговоры в той или иной форме происходят почти в каждой казахской семье.

Истинная суть традиции

И все же, вы знаете, мне иногда кажется, что раньше о судьбах детей думали не так. В смысле, не так поверхностно. Не так упрощенно. Думали глубже. И ширше.

А в самом глубоком и широком смысле эта традиция имела стратегически важное значение. В первую очередь важное с точки зрения продолжения рода. Поэтому родители заранее выясняли, не было ли у девочки в роду различных заболеваний. В особенности психических. Не было ли пьяниц и дебоширов, воров, коррупционеров и склочников.

Хорошо бы, если у кандидатки в жены предки были знаменитыми поэтами или певцами, батырами или судьями.

Это расценивалось как существенный бонус к ее природной красоте и умению за считанные минуты собрать дастархан

Помимо всего прочего такая традиция имела и политическое значение. Случалось, «менялись» невестами даже враги – чтобы в будущем между ними не было распрей. Это говорило об их дальновидности. Как ты потом пойдешь войной на своего родственника?

Лирическое отступление — о шала-казахах

Хотя… Хотя, вы знаете, межнациональные браки заключались и тогда. Я не имею в виду исключительно тюркские народы. Пусть даже религии у них были и разные, к примеру, те же калмыки или ногайцы, однако образ жизни все равно был схож с нашим, казахским. То есть с номадическим. Сейчас я говорю о православных. О христианках или даже о католичках.

«Взрослые игры» казахов — традиция Түйе шешу

С ними тоже создавались семьи. Кто-то ради этого отказывался даже от собственной веры. Обычно так делали девушки. Они принимали мусульманство. Но бывало и наоборот. В более поздние времена. Когда молодые казахи, работавшие по найму в российских деревнях, женились на местных красавицах. Правда, такое происходило крайне редко.

Вот тогда и появилось на свет понятие «шала қазақ». Так стали называть детей, которые рождались в результате смешанных браков. То есть их называли «не совсем казахами», «казахами наполовину». И в этом определении не было никакого дополнительного негативного смысла. Просто определение.

Это со временем оно приобрело мутноватый оттенок неприязни и даже отчужденности. Пренебрежения. Опять же, «патриоты» разных мастей постарались.

Между тем в мире живет огромное количество наций. Я даже не знаю точное их количество. Но нигде в мире я не слышал ничего о шала-американцах, шала-китайцах или шала-японцах… Именно в том контексте, в каком это стало восприниматься теперь. У нас, здесь.

У нас ведь когда говорят «шала қазақ», имеют в виду не процентовку крови, а совсем другое. Близкое по смыслу к «чужаку», «лишенцу». Имеют в виду больше уничижительное «недоказах».

Когда-то нацисты замутили теорию о чистоте крови. Об избранности. Помните? «О недочеловеках». Нацисты называли так некоторые народы и нации. Тех же евреев, к примеру… Чем это закончилось, мы все с вами прекрасно знаем.

Почему все не так…

Да, раньше в степи существовала предопределенность. И мне думается, такие замечательные традиции сильно облегчали всем жизнь. Современные нравы сильно извратили бытовавшие установки.

Это и понятно: сколько социальных потрясений и различных социальных слоев пережила наша степь! Позднее многое попортили эмансипированные женщины. Борцы за права и одинаковые зарплаты.

Жаркент: о чем молчат поющие барханы? История древнего города

Они заговорили  о каких-то чувствах, о любви, о страданиях. Они захотели романтики в отношениях. Захотели красивых ухаживаний. Нынче им подавай что-нибудь особенное, несерийное, непохожее на все остальное. Не с конвейера, так сказать, а желательно ручной сборки да еще со штампом мастера на каждой детали. Вот и мучаются теперь. Потому что никак не могут найти свое.

Потому что обычно те, у кого есть шестьсот лошадей и большая трехэтажная белая юрта с балконами, не всегда читали Ахматову и не знают, кто такой Мукагали Макатаев. А те, кто знает, кто такой Мукагали Макатаев и Марина Цветаева, у тех нет такого количества лошадей. Более того, у них нет ни юрты, ни кошары. И нет даже мечт обо всем об этом.

А в те благословенные времена, повторюсь, подходящую партию своим детям подбирали родители. И это было логично. Потому что они лучше всех знали, на ком жениться и за кого выходить замуж. И они еще знали, кто более остальных подходит по статусу, по компасу, по «энтлекту» и по географии. И это было очень удобно.

Сказки ложь

Чтоб было понятнее, поясню, что раньше к «жигулям» никогда не прикручивали колесо от КамАЗа. Или же, скажем, никто никогда в степи не надевал одновременно кроссовки со смокингом. Не было такой нелепицы.

Все было чин чинарем, и никакой путаницы. «Тең теңімен, тезек қабымен». То есть, как говорил мой незабвенный Мастер по кинодраматургии ВалерСеменыч Фрид: «Петушки к петушкам, а раковые шейки в сторону». Не было такого, чтобы дочь хана вышла замуж за пастуха. Или же наоборот.

Хотя нет… В сказках про такое говорилось. Вы все о таком читали. Или слышали. Как некий пастух женился на красавице принцессе и та ответила ему взаимностью, и они убежали вдвоем под покровом ночи в даль светлую, и за ними тут же снарядили стражников, и те их догнали, но увидели, как молодые любят друг друга, и умилились, и прослезились, и ускакали прочь, оставив влюбленных наедине посреди поляны, где буйно цвел мильон-мильон-мильон алых роз…

Да, красиво. Но, боюсь, в реальной жизни такой путаницы не было. Хотя, нет. Вру. Были. Были такие казусы. Но они редко заканчивалась мирно и безнаказанно. Романтичных беглецов обычно догоняли и наказывали. Иногда казнили. Прям на месте.

Лирическое отступление — о парковочном миропонимании

Это сегодня дочь новоявленного олигарха может привести в дом сантехника. Или того хуже – сторожа с парковки. У них, видите ли, там любофф. И взаимопонимание. Они ж мыслят примерно одинаково и мир познают через свой мобильник.

И куда деваться тогда бедному олигарху? А некуда. И вот отмывают потом этого сторожа от парковочной пыли, приводят в чувство, одевают в дорогих бутиках, придают ему боле-мене человеческий вид и тащат в приличный офис устраивать орынбасаром к главному боссу. А зятек ни в зуб ногой. Ничего не понимает. И не умеет.

Хуже того, у него от такого количества новых штанов моментом срывает крышу, и вместо того чтобы оправдывать оказанное высокое доверие, он обзаводится такими же дружками на «поршах» и начинает зажигать по полной.

С полицейскими он разговаривает на «понял-понял», в ночных клубах хватает дамский персонал за «что попало», с охранниками лезет драться, всем остальным хамит. И приходится потом дочкиным родакам вытаскивать его то из одного дерьма, то из другого. А куда деваться, у них же любофф…

А если б она была умница-разумница, не перечила уважаемым родителям, не капризничала, не своевольничала, не влюблялась в кого попало, а придерживалась бы традиций, то с колыбели была бы уже засватана за сына других уважаемых. И тогда такого безобразия не было бы. Как бы.

Поэтому и катаются теперь детки с миропониманием парковочного сторожа по аль-Фараби задом наперед на джипах с моторами в шестьсот лошадей. И летают теперь вертолеты сопровождения на свадебных кортежах. И пекутся торты высотой с верблюда в форме дворцов и замков, и…

И создается такое ощущение, что нынче женятся не для того, чтобы семью создать, а для того, чтобы той закатить на весь мир да на длинных машинах покататься, платье свадебное надеть, селфи киношные  понаделать и подружкам по вотсапу разослать, дабы смайликов набрать в придачу с кучей охов-ахов. Странно, ей-богу.

А потом бегают родители с высунутыми языками и выпученными глазами по строгим кабинетам, валяются в ногах у судей с прокурорами, закрывают пробоины на корабле толстыми зелеными затычками…

Вместо послесловия..

А почему так происходит? А патамушта-патамушта! Переиначилось. Смешалось. А ведь было когда-то наказано предками: «Тең теңімен!». Вот и выходит, что у нас в стране только один человек сидит на своем месте. Все остальные так, погулять вышли.

Все перепуталось, сломалось и встало с ног на голову. А помнили бы мудрые традиции, помнили бы заветы стариков, не было бы такого бардака. Ладно, я пошутил. Правда пошутил. Чего вы все напряглись? Пойдем дальше. Перейдем к теме «Как казахи воспитывали девочек».

Продолжение следует…

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter