Есть реальная опасность потерять энергонезависимость.
В среднем по стране изношенность электрических сетей более 60%, а тепловых — 50%, говорится в депутатском запросе группы мажилисменов на имя заместителя премьер-министра Романа Скляра. Кроме того, в пересмотре нуждается политика тарифообразования.
Мажилисмены заявили, что в электроэнергетической отрасли сложилась
непростая ситуация из-за отсутствия четкой стратегии ее развития
Нет комплексных планов и программ развития электроэнергетики, в результате энергокомпании не видят перспектив развития. Вся отрасль в целом теряет инвестиционную привлекательность. У инвесторов «нет понимания, куда будет двигаться электроэнергетика Казахстана».
ЕАЭС стал на шаг ближе к формированию общего электроэнергетического рынка
Хотя действуют различные программы развития секторов топливно-энергетического комплекса:
— Но в министерстве энергетики, начиная с 2014 года, до сих пор нет конкретного плана развития электроэнергетической отрасли. В этой ситуации каждая энергокомпания вынуждена искать свой путь развития. Все это приводит к разобщенности целей и неконтролируемым процессам в отрасли, — говорится в запросе.
До сих пор не разработали Генеральную схему развития электроэнергетики и не приняли закон «О теплоснабжении».
— На проблемы энергетической отрасли обратил внимание в своем выступлении на расширенном заседании правительства 26 января 2021 года Касым-Жомарт Токаев. Одними из важнейших условий дальнейшего развития страны он назвал бесперебойное и надежное функционирование электроэнергетической системы и необходимость разработки энергетического баланса. Хотелось бы добавить, что все эти условия неразрывно связаны с необходимостью разработки стратегии развития электроэнергетики, без которой невозможно разрешить все вышеуказанные проблемы, — пишут депутаты.
https://365info.kz/2018/10/dorogoe-elektrichestvo-ubivaet-biznes-v-rossii
Более трети основного генерирующего оборудования электростанций исчерпали парковый ресурс. В среднем по стране изношенность электрических сетей более 60%, а тепловых — 50%. Ежегодно растет число бесхозных сетей,
а также непереданных с баланса местных исполнительных органов на баланс эксплуатирующим организациям
10 января 2021 года в Атырауской области из-за аварийного отключения ЛЭП ряд районов и г. Атырау остались без электроэнергии.
Кроме того, новый Экологический кодекс требует дорогостоящих экологических мероприятий.
Мажилисмены также раскритиковали действующее тарифное регулирование.
Для одной и той же электростанции
тарифы на электрическую энергию устанавливает минэнерго, а на тепловую — миннацэкономики
То есть у одного субъекта сразу два государственных регулятора. А после принятия Экологического кодекса частично отрасль регулирует еще и минэкологии.
— Отсутствие единого отраслевого регулятора формирует противоречивую государственную политику в сфере электроэнергетики, приводит к упадку отрасли и не отвечает реальному положению дел, — пишут они.
Казахстан обладает высоким потенциалом возобновляемых источников энергии — эксперт
Также упомянули, что 1 января 2021 года должны были быть утверждены тарифы энергопроизводящих организаций на электрическую энергию с использованием новой, так называемой «стимулирующей» методики, но до сегодняшнего дня этот вопрос не решен.
— В создавшейся ситуации предприятия энергетики не смогут обновлять оборудование в установленные сроки. Тем самым в рамках интеграции в Евразийском союзе возможна ситуация, когда
Казахстан потеряет в будущем энергонезависимость и будет вынужден покупать более дорогостоящую электроэнергию российских электростанций
1. Разработать Национальный проект развития электроэнергетической отрасли для решения неотложных вопросов с целью улучшения ситуации в электроэнергетике и ее дальнейшего динамичного развития.
2. Разработать долгосрочную государственную политику в сфере тарифообразования. Полностью пересмотреть и обновить политику тарифообразования в сфере электро- и теплоэнергии с целью создания «стимулирующих» методов тарифообразования, обеспечения его прозрачности и создания условий рентабельной и безубыточной деятельности для энергопроизводящих, энергопередающих и энергоснабжающих организаций.
3. Рассмотреть возможность создания единого отраслевого регулятора в сфере электроэнергетики.
4. Рассмотреть возможность государственного регулирования стоимости угля, газа и тарифов на транспортировку топлива, а также механизмов, стимулирующих энергопроизводящие организации внедрять наилучшие доступные технологии.