Консультативный комитет ЕЭК по электроэнергетике детализировал «дорожную карту» с промежуточными этапами работы.
Необходимость гармонизации национальных законодательств в части торговли энергоресурсами – главный сдерживающий фактор. И тот факт, что даже в период заочных обсуждений 5 стран ЕАЭС продуктивно продвигаются к намеченной цели, говорит о взаимной выгоде от общего электроэнергетического рынка. В планах запустить его не позднее 1 января 2025 года.
Последний протокол с 13-го заседания консультативного комитета по электроэнергетике ЕАЭС был 22 июня 2020 года подписан членом коллегии (министром) по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Эмилем Кайкиевым.
«Полноценный запуск ОЭР Союза может привести к увеличению объемов взаимной торговли электроэнергией, создаст предпосылки для укрепления экономик стран ЕАЭС», — отметил министр.
Следует напомнить, что общий план реализуемых мероприятий утвержден главами стран-участниц ЕАЭС еще 20 декабря 2019 года.
Он считается одним из главных в части формирования общего электроэнергетического рынка.
Этим документом установлены сроки принятия различных правил и регламентов, а также проведения организационных мероприятий
Осталось выбрать торговые площадки и протестировать технологическую основу общего рынка.
Однако в процессе интеграции электроэнергетики важно максимально оптимизировать последовательность процессов. С этой целью и определили промежуточные этапы разработки и согласования проектов документов. Последний предложенный проект «дорожной карты» и представляет собой документ с обозначенными сроками одобрения консультативным комитетом и проведением оценки регулирующего воздействия.
Значительно страны продвинулись в разработке проекта правил определения и распределения пропускной способности межгосударственных линий электропередачи
Проделанная работа в виде прогнозов и пожеланий содержалась в Национальном энергетическом докладе, подготовленном для Ассоциации KazEnergy компаниями IHS Markit и Avantgarde Groupe в 2019 году.
Вице-председатель IHS Markit доктор Дэниел Ергин особенно отметил, что Казахстан за три десятилетия независимости значительно продвинулся по пути диверсификации. Однако центральную роль в экономике по-прежнему занимают энергоресурсы.
«Одна из ключевых тем, которая неоднократно поднимается в Национальном энергетическом докладе за 2019 год – конфликт между стремлением правительства сохранить низкие цены на электроэнергию, газ и нефтепродукты для потребителей и необходимостью организовать добычу, переработку и распределение этих ресурсов таким образом, чтобы обеспечить поступление достаточного объема прибыли для реинвестирования в отрасль», — отметил доктор Ергин. – «С такой дилеммой сталкиваются многие страны –
ведь найти «золотую середину» при решении этих двух задач крайне непросто – и мы стремимся учитывать данное обстоятельство в наших рекомендациях
При этом немаловажно отметить, что предстоящее формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов, а также природного газа и электроэнергии в рамках ЕАЭС еще в большей степени усложняет решение вопроса о ценообразовании».
К примеру, если разобрать рынок газа ЕАЭС и проблемы его гармонизации, то самой главной является торговля энергоресурсами между странами на основании двусторонних торговых соглашений. В них стороны оговаривают объемы, сроки, цены и экспортные пошлины. Одинаковых условий нет, в чем и состоит амбициозность формирования общего газового рынка ЕАЭС.
В начале декабря 2018 года государства-члены ЕАЭС приняли программу формирования этого рынка. К 1 января 2021 года, то есть через 4 месяца, стороны должны согласовать основы формирования общего рынка газа, включая механизмы торговли. Если не обойтись без изменений в национальное законодательство, то следует их принять.
В 2022 году страны-участницы ЕАЭС планируют подготовить проект Международного договора о формировании общего рынка газа. В 2023-2024 годах – создать биржи по торговле газом.
И вот, что отметили эксперты, готовившие Национальный энергетический доклад, – сторонам предстоит решить ряд значимых вопросов.
«К ним относится формирование механизма отмены регулирования цен на общем рынке: цена будет определяться в прямых договорах поставки между участниками общего рынка или в ходе проведения биржевых торгов в условиях отсутствия ценового регулирования с запретом на перепродажу в третьи государства газа, приобретенного на общем рынке», — говорится в докладе. – «Согласно программе, ценовые индикаторы для общего рынка газа будут — определяться на основе цен на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже и цен, предусмотренных договорами независимых производителей газа. В то же самое время,
каждой из стран Союза, включая Россию, все еще необходимо решить, как и где регистрировать цены независимых производителей»
Уже в ходе создания общих открытых рынков, что является долгосрочной перспективой, будут приведены в соответствие цены на природный газ для конечных потребителей Казахстана и России.
При этом, эксперты отмечают, что поскольку внутренний рынок России намного больше казахстанского, то именно казахстанские внутренние цены на газ будут приведены в соответствие с российскими, а не наоборот. Кстати, каких-то существенных подвижек в этом вопросе пока нет. У стран есть одно сходство – внутренние цены на газ зависят от региона.
И сейчас Казахстану нужно решить, в соответствие с каким российским регионом приводить ту же Атыраускую область
И, как следует из доклада, Казахстан планирует привести цены в соответствие с более низкими ценами для промышленных потребителей в газодобывающих регионах Западной Сибири, а не с более высокими ценами в потребляющих газ регионах Европейской части России.
«Это позволило бы промышленности западных регионов Казахстана сохранить конкурентоспособность в рамках более широкого экономического пространства ЕАЭС, а потребителям при этом было бы проще адаптироваться к изменениям», — считают аналитики. – «При таком сценарии для гармонизации с Ямало-Ненецким автономным округом России к 2025 году (как планируется в рамках ЕАЭС),
цены на западе Казахстана в период с 2020 по 2025 год должны расти в среднем на 13% ежегодно,
а затем — после 2026 года — приблизительно следовать темпам внутренней инфляции в России».
Обрадуются ли потребители этой новости, неизвестно. Во всяком случае, эффекта неожиданности не будет точно.