Экономист Бранко Миланович считает, что пандемия COVID-19 спровоцировала изменения, которые останутся в силе и после победы над вирусом.
Пандемия коронавируса COVID-19 будет иметь три долгосрочных последствия для мировой экономики, рассказал в интервью РБК ведущий научный сотрудник Центра Стоуна по социально-экономическому неравенству Городского университета Нью-Йорка, профессор Лондонской школы экономики Бранко Миланович.
Первое, самое очевидное последствие пандемии — увеличение доли сотрудников, работающих удаленно, говорит экономист.
— Сейчас многие говорят, что мы будем работать в гибридном режиме — например, три дня в офисе, два из дома. Технически это было возможно и до [пандемии] COVID-19, то есть новых технологий не появилось, но прежде мы не использовали их и не понимали, как много мы можем делать из дома, — объяснил он.
По мнению Милановича, наибольший вызов популяризация удаленки представляет для среднего класса развитых стран.
— Им придется соревноваться с работниками из-за рубежа, которые имеют такие же навыки, но просят меньшую зарплату, — поясняет экономист.
В общей сложности около 38% всех рабочих мест в странах с высокими доходами могут быть переведены на удаленку, следует из доклада Всемирного банка.
Во время пандемии обострился экономический и политический конфликт США и Китая, и в будущем это противостояние только усилится, отмечает также Миланович.
— Это будет иметь большое значение как для глобальных цепочек стоимости, так и для таких стран, как, например, Вьетнам, которые смогут взять на себя ту часть производства, которую занимал ранее Китай, — пояснил экономист.
По его мнению, конфликт с США может существенно ударить по способности Китая создавать инновации, если тому будет отрезан доступ к американскому рынку и американским технологиям.
Также, полагает Миланович, разработка вакцин от COVID-19 будет иметь последствия для медицинского сектора и создаст потенциал для разработки других препаратов.
— В начале кризиса все говорили, как сложно разрабатывать вакцины и что мы ни разу не создавали вакцину от коронавируса. Это стало огромным положительным сюрпризом, — резюмировал экономист.