Хотя бизнесом напрямую она не занимается.
Старшая дочь президента Шавката Мирзиёева стала одной из самых заметных публичных фигур в Узбекистане, пишет Озодлик. Растущее влияние Саиды Мирзиёевой
привело к неизбежным сравнениям с гламурной предшественницей – Гульнарой Каримовой,
оказавшейся в опале и угодившей в тюрьму.
36-летняя мать троих детей Саида Мирзиёева часто присутствует на официальных встречах, выступает с речами и совершает деловые поездки как в регионы страны, так и за границу. Она часто присоединяется к остальным членам клана Мирзиёевых на благотворительных и культурных мероприятиях.
В отличие от Каримовой, которая контролировала обширный портфель прибыльных предприятий, Мирзиёева предпринимательством напрямую не занимается.
Но ее муж, Ойбек Турсунов, был связан с несколькими банковскими и инвестиционными сделками, которые, как сообщается, заключил после прихода Мирзиёва к власти в 2016 году. Турсунов также работает у своего тестя, в администрации президента.
Мирзиёева, публичный имидж которой тщательно проработан, подает себя как защитницу журналистов и прав женщин.
По словам нескольких местных репортеров из южного города Карши, где недавно побывала первая дочь,
подготовка к ее приезду была столь тщательной, что «соответствовала уровню главы государства»
Обширные подготовительные мероприятия начались за неделю до визита Мирзиёевой в рамках ее благотворительного проекта «Глаза души».
Центр журналистов, куда она должна была прибыть на мероприятие, был внезапно отремонтирован. По словам журналистов, несмотря на морозную погоду, во внутреннем дворике в середине зимы посадили цветы.
Они добавили, что приглашенные на мероприятие местные репортеры должны были сдать тесты на COVID-19.
После завершения ремонтных работ службы безопасности держали здание закрытым до мероприятия. По словам журналиста из Карши, столь высокий уровень облагораживания предусмотрен, как правило, исключительно по случаю визитов президента.
Тем временем
Суд Швеции оставил в силе оправдательный приговор в отношении бывших руководителей компании Telia
(бывшее название Teliasonera). Трое бывших руководителей компании подозревались в переводе на счета оффшорных компаний дочери покойного президента Узбекистана Гульнары Каримовой
в качестве взятки примерно $320 млн для вхождения на телекоммуникационный рынок Узбекистана
Эти подозрения были впервые озвучены в расследовании журналистов журналистов Центра по исследованию коррупции и организованной преступности и шведского телеканала SVT.
В феврале 2019 года Стокгольмский суд своим приговором признал их невиновными в подозреваемых преступлениях. Судьи посчитали, что бывшие руководители Telia «технически» не давали взятку Каримовой.
Именно из-за этого правового ограничения
шведский суд и на сей раз оставил в силе оправдательный приговор,
вынесенный в отношении бывших руководителей компании Telia.
В марте 2019 года прокуратура Швеции подала апелляцию на приговор Стокгольмского суда, признавшего невиновными бывших руководителей компании Telia (бывшая TeliаSonera), 37% акций которой принадлежат правительству страны.
Обвиненные в даче взятки Гульнаре Каримовой в размере 350 млн долларов за выход компании Telia на рынок Узбекистана и в обмен на «защиту» от властных структур страны бывший исполнительный директор компании Telia Ларс Нюберг, бывший финансовый директор и вице-президент Теро Кивисаари, а также бывший главный советник евразийского бизнес-направления данной компании Ули Туима приговором суда от 15 февраля 2019 года были признаны невиновными.
В ходе судебного процесса не высказали никаких сомнений в том, что
деньги осели в карманах Гульнары Каримовой
Прокуратура пытается доказать, что перевод денег на счета оффшорных компаний является по сути взяткой. Однако она не смогла сделать это.
— Прокуратура не смогла доказать, что Гульнара Каримова занимала какую-либо должность в сфере телекоммуникаций, – отметила судья Керстин Элсерт.
Теперь Генеральная прокуратура Швеции имеет возможность подать апелляционную жалобу в Верховный Суд.
Генеральный прокурор Швеции Ким Эндрюс в ходе беседы с представителем OCCRP сказал, что
«подобное толкование коррупционного законодательства является «оскорбительным»
— Это означает, что шведские компании могут решать свои дела, давая взятки диктаторам или членам их семей. Оправдательный приговор означает, что Швеция не в состоянии выполнять свои международные обязанности по предотвращению таких нечистых дел. Оставленную нами грязь придется чистить другим европейским странам и США, – сказал генеральный прокурор.
Как пишет журналист OCCRP Ола Вестерберг, возможно, дело в отношении Ньюберга и других обвиняемых продолжается как минимум на территории США. По словам адвокатов, правительство США может выступить против них с отдельными исками. Представитель минюста США отказался комментировать последнее решение суда Швеции.