Известный юрист Жангельды Сулейманов в Facebook раскритиковал инициативу минфина о налогообложении средств, которые покупатели переводят предпринимателям посредством мобильных переводов.
«В пятницу вице-премьер Смаилов опять предложил облагать налогом мобильные переводы за товары и услуги. Правительство успокаивает нас, что этот налог будет взыскиваться не с покупателей, а с предпринимателей, —
сказано в публикации. —
Опасаюсь, что в конце концов налог ляжет на наши карманы, потому что предприниматели поднимут цены, чтобы покрыть свои расходы на такой налог
Сама идея налога на переводы противоречит налоговому законодательству.
В Налоговом кодексе предусмотрено два вида налога на доходы для предпринимателей. Это корпоративный подоходный налог и индивидуальный подоходный налог. Принцип начисления налогов на доходы простой – выручка минус расходы, кроме налога по упрощенной декларации, там облагается вся выручка.
Выручка — это все деньги, полученные за товары и услуги. Независимо от формы оплаты, то есть в том числе и мобильные платежи.
Пример. ИП купил товар за 1 000 тенге, продал за 1 200. Пусть еще какие-то расходы на единицу товара – 50 тенге, это аренда, коммунальные и прочее. Тогда 1200 — 1000 — 50 = 150 тенге, вот с этой суммы и начисляется налог. Если ИП работает на общеустановленном режиме, то ИПН в 10% от 150 тенге получается 15 тенге. Это так сейчас.
Что хочет минфин. ИП также продал товар, и его оплатили мобильным переводом. Минфин хочет обложить налогом весь перевод, пусть налог будет 1%, и тогда налог с перевода будет 12 тенге. А если налог будет 3% или 5%?
Получится двойное налогообложение, первый раз – налог от дохода, второй – налог за перевод. Товар продан один раз, но его обложили два раза
Такое предложение минфина нельзя допустить. Прошу депутатов не принимать закон о введении такого налога.
Минфин обосновывает свое предложение тем, что якобы предприниматели не отражают мобильные платежи в декларациях. Но для этого существует налоговый контроль.
Значит, налоговики не справляются с налоговым контролем и придумали самый легкий способ – ввести новый налог
Также такой подход противоречит ст. 8 Налогового кодекса, согласно которой «добросовестность осуществления налогоплательщиком действий по исполнению им налогового обязательства предполагается». Применительно к мобильным платежам добросовестность означает, что предприниматель сам отражает эти платежи как доход и платит с них налог.
А так выходит, что минфин нарушает принцип добросовестности и не доверяет предпринимателям.
Если мы не будем бороться против нового налога, то завтра введут налог на воздух, и это не шутка»