Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
449
-1.43
EUR
484
-3.48
RUB
4.86
0.00

Новый налог на розничную торговлю: бизнес спасают за счет покупателей

826
фото с сайта fr.dreamstime.com

Бизнес подумает

Деталей по новому налогу пока нет, поэтому председатель правления Казахстанской ассоциации налоговых консультантов Сакен Карин прокомментиорвал новшество на уровне собственного понимания происходящего:

— Если налог на розницу отменяет НДС или подменяет его — по сути, это должно быть облегчением для потребителя. НДС у нас — косвенный налог, который ложится на стоимость. Если его убрать и вместо него поставить розничный налог с оборота, это благо для бизнеса. Но не для всего. А лишь для тех предпринимателей, у кого разница между доходами и расходами существенная.

— Речь идет о непродовольственных товарах и услугах, их 114. Можно ли предполагать, что на них вырастет цена для конечного потребителя?

— Скорее всего, нет. Обычно на альтернативную форму налогообложения компании переходят, если им это выгодно. Никому не выгоден режим, при котором возможно удорожание конечного товара или услуги. Ни у кого нет интереса, чтобы пострадали потребители. Другой вопрос: насколько это будет эффективно вообще? При переходе с одного режима на другой могут возникнуть проблемы с остатками тех товарно-материальных запасов, которые уже есть и за которые уплачен НДС. Механизм пока непонятен. Рекомендаций со стороны налоговых органов я пока не видел.

— Когда саму идею презентовали в конце 2020 года, говорили об отмене НДС и социального налога. Затем наступила тишина. И вот правительство утвердило перечень отраслей, которые подпадают под новый налоговый режим. Разъяснений, как он будет действовать на практике, нет. Будут ли какие-то правовые последствия у бизнеса, который захочет воспользоваться этим режимом?

— У многих предпринимателей сейчас вопрос — как перейти на новый налоговый режим? Если он утвержден с 1 января, а утвердили список месяцем позже, как применить режим с начала года, особенно для тех, кто уже является плательщиком НДС? Да, вопросов очень много.

Путь к спасению утопающих

Является ли эта мера реальным спасением для пострадавшего бизнеса?

— Мне вся эта конструкция представляется слишком сложной.

Непонятно, зачем так сделали, если могли просто уменьшить ставку НДС с 12% до 5-8%, а соцналог до 3%. Это самый оптимальный вариант

И эффект было бы легче посчитать. 

А когда налогоплательщику дают новый режим, он должен уже считать по-другому, переучивать персонал. А через два года снова возвращаться к прежнему режиму. Слишком замудрили.

Кто такие пострадавшие предприниматели? Это бизнес, у которого идут убытки. По законодательству он переносит их на следующий финансовый год. Какой пострадавший с убытками будет переходить на розничный налог с уплатой 3% с оборота? Сейчас такой бизнес за счет восстановления закрывает убытки прошлого года и может выйти хотя бы в ноль, не говоря уже о прибыли.

А в новом режиме никакого нуля не будет, автоматически будет к уплате налог в бюджет с оборота. Какой смысл сейчас это делать?

С оборота ставили налоги, чтобы упростить расчеты начинающему бизнесу, а не облегчить налоговое бремя. Сейчас ведь речь не идет об упрощении процедуры уплаты налогов. Речь идет о поддержке, которая пока таковой не выглядит. Хотя правительство могло бы снизь размер ставок. Это моя логика.

Потребитель все стерпит

Совсем иначе на новый розничный налог отреагировали потребители. Например, президент Лиги потребителей Казахстана Светлана Романовская уверена, что государство снова решает свои проблемы за счет граждан.

Светлана Романовская. Фото: 365info.kz

— Любые спасительные меры для бизнеса, принимаемые в Казахстане, всегда ложатся на плечи потребителей, — считает Романовская. —

3% на розницу — это очередное повышение цен. Хотя цены и так растут, а никого контроля за этим нет

Даже те 19 основных социально значимых продуктов из продовольственной корзины дорожают выше разрешенной наценки. На наши обращения в госорганы по этому поводу один ответ — у нас мораторий на проверки. То есть наше государство не может нас защитить. Мы ходим по судам с очевидной правдой и проигрываем. Хотя надо помнить, что люди, которые работали в разорившемся бизнесе, никуда не делись. Они потребителями были, остаются и будут, не так ли?

Качество жизни ухудшилось в целом. Мы постоянно сталкиваемся с недобросовестным отношением продавцов к покупателям.

Права потребителей Казахстана ущемляются как бизнесом, так и государством

В пандемию стала особенно популярной интернет-торговля. Однако вернуть товар продавцу невозможно. С этой проблемой столкнулись огромное количество людей. И тут еще новости про новый налог. 

Доктор экономических наук Оразалы Сабден считает, что в плане налогообложения бизнеса Казахстану следовало бы обратиться к опыту развитых стран.

— Понимаю, если бы объявили, что полностью освободят от налогов бизнес, который внедряет инновации. Это совсем другой подход. Так делают в развитых странах. У нас исключений нет, поэтому никому невыгодно внедрять новые емкие производства. Проще заниматься куплей-продажей чужой готовой продукции. Что происходит с ней? Она дорожает. И подорожает еще. Новый налог — очередная хитрость чиновников, которая экономику не поднимет. Однако решит проблему налоговых поступлений в бюджет. Ну а потребители в очередной раз все стерпят. 

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter