Переворот в Мьянме привлек внимание к стране, ранее находившейся на периферии мировых процессов. Власть захватили генералы, недовольные итогами парламентских выборов.
Армейская элита, которая часто выходит на политическую арену как «главный арбитр», сместила правительство и главную фигуру – госсоветника Аун Сан Су Чжи. После объявленного военными режима ЧС начались волнения. В разных городах и штатах на улицы выходит многослойная публика, а полиция применяет жесткие меры для разгона митингующих.
Ряд экспертов полагает, что страна на грани гражданской войны. Внешне налицо обострение конфликта между прозападными политиками, придерживающимися принципов демократии, и консервативной военной верхушкой. Но на деле в политической палитре сложная картина. В Мьянме с населением 54 млн человек проживает более 100 народностей (большинство бирманцы (68%), а также шаны, моны, карены, китайцы, рохинджа и др.). Исповедуются различные религии, преобладают буддисты (около 90%). Есть сторонники ислама и христианства, а также иных конфессий.
Мьянма (ранее — Бирма) — второй в мире после Афганистана производитель опиума и звено так называемого «Золотого треугольника»
Для полноценной торговли страна открылась одной из последних в Юго-Восточной Азии. Госперевороты и гражданские войны в бывшей британской колонии стали частым явлением. Напряженность частично создает Китай, помогая маоистским террористическим группировкам оружием и деньгами. Долгие годы центральная власть борется с ними и иными сепаратистскими отрядами.
Главный водораздел в политике шел между коммунистами, поддерживаемыми Китаем и социалистами. При этом часто вспыхивают межэтнические конфликты. Особый резонанс в мире вызвали притеснения мусульман из народности рохинджа, часть которых покинула страну и стала беженцами в Бангладеш и Таиланде.
Военная верхушка, опираясь на армейские части, за последние 30 лет часто меняла власть. При этом генералы стараются показать себя внешнему миру сторонниками подлинной демократии. В начале 2000-х гг. как выход из затянувшейся гражданской войны начались конституционные реформы. В 2012 году на диалог с властью пошли ведущие вооруженные сепаратистские группы, в том числе и непримиримые боевики. Это позволило власти остановить боевые действия и дать шанс оппозиции участвовать в выборах.
Примечательной фигурой является Аун Сан Су Чжи, бывшая до 1 февраля де-факто премьером, отправленная вместе с другими топ-чиновниками под домашний арест.
Из-за 15-летнего пребывания под домашним арестом она была символом протестов и знаменем оппозиции. К тому же как борец за демократию она стала Нобелевским лауреатом и главной фигурой, поддерживаемой Западом. На парламентских выборах в 2015 году ее партия «Национальная лига за демократию» одержала победу. Но во власти Сун Чжи показала себя неоднозначным политиком, отказавшись поддерживать резолюции ООН и осуждать военных за массовые убийства и притеснения мусульман-рохинджа.
Ставший главной фигурой в стране главнокомандующий вооруженными силами Мин Аун Хлаин заявил, что изменений во внешней политике Мьянмы не последует. Однако США, а также близкие соседи – Индия и Китай — насторожились в первую очередь.
Для небывалого интереса к небольшой стране сложился ряд причин. Мьянма богата полезными ископаемыми и сырьем (нефть, газ, золото, рубины, лес и др.), многие месторождения не освоены и привлекательны для иностранного бизнеса. Важно и географическое положение Мьянмы. Имеющая границу с КНР длиной в более 2 тысяч км, страна важна для Пекина не только как источник сырья, но и как перевалочный пункт для выхода в Индийский океан. Для морских поставок из КНР на рынки Южной Азии есть возможность выстроить через Мьянму экономический коридор. Можно сократить сроки доставки и обойти сложный переход через Малайский пролив, где расположена военно-морская база США.
Пекин давно стремится сделать Мьянму своим сателлитом. Поэтому за последние годы Китаем делались крупные инвестиции в экономику этого государства и постепенно укреплялись отношения с «Национальной лигой за демократию» и правительством Аун Сан Су Чжи. В расчет не брался даже ее внешне «прозападный» образ.
В то же время многие представители генералитета Мьянмы поддерживают хорошие отношения с Индией. С учетом частых конфликтов между Дели и Пекином (летом 2020 года на границе шли крупные бои, погибли несколько десятков военнослужащих) и усиливающейся борьбы за сферы влияния в регионе, роль Мьянмы становится все важнее.
Растущее внимание к Мьянме оправдано и с геополитической точки зрения. США и их союзники усилили внимание к региону с целью наращивания баланса против Китая. В этом направлении США выстраивается новый Индо-Тихоокеанский альянс – своеобразное «азиатское НАТО». Теперь
эксперты прогнозируют новый виток гонки вооружений в регионе
По информации The Times of India, Китай строит 20 новых военных лагерей вдоль линии фактического контроля в Восточном Ладакхе, где в 2020 году шли бои. СМИ сообщает о создании там новых китайских баз для ракет класса «земля—воздух». На аэродромах Кашгар, Хотан в СУАР и Лхаса в Тибете размещаются дополнительные эскадрильи военных беспилотников и военно-транспортных самолетов. Активно идет строительство мест для дислокации личного состава и тыловых баз. У границы индийского штата Аруначал-Прадеш армия Китая дислоцировала центр радиоэлектронной борьбы для подавления сигналов индийских спутников связи GSAT.
Глава МИД России С. Лавров на видеоконференции РСМД обвинил Запад во втягивании Индии «в антикитайские игры». Российские эксперты отмечают, что РФ следует маневрировать, чтобы не портить отношения как с КНР, так и с Индией. Каждый важен как стратегический партнер. Теперь многое будет зависеть от дальнейших действий Пекина и Дели, к тому же обладающих ядерным оружием.