Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
515
0.00
EUR
545
0.00
RUB
5.17
0.00

Кладбище кораблей на потерянном море — страна глазами иностранцев

5432

Синтия — профессиональный путешественник, фотограф. Именно так представляет себя автор блога «Журнал кочевников». Девушка 10 лет провела в странах Центральной Азии и Кавказа. Одна из статей ее блога посвящена Аральскому морю.

На границе двух стран

Если вы посмотрите на карту Казахстана, между его южной частью и северной частью Узбекистана увидите огромное синее пятно. Его трудно не заметить на простой карте.

Это синее пятно представляет Аральское море — одно из четырех крупнейших озер мира. По крайней мере до 1970-х годов это было огромное соленое озеро. Сейчас от него осталось не более 10%.

На пятый день нашего путешествия по бескрайним безликим пустыням Казахстана мы прибыли в Арал, небольшой городок, который когда-то находился на берегу Аральского моря. Глядя на пыльные дороги и сухие окрестности без видимой воды, мне было трудно представить, что когда-то это был процветающий рыбацкий городок.

Почти все, кто жил здесь 60 лет назад, зарабатывали себе на жизнь рыбной ловлей, но в 70-х море начало высыхать, а рыба умирать.

Это то, что осталось от Аральского моря в районе Арала на юге Казахстана

Что случилось с Аральским морем?

Аральское море питали две самые большие реки Средней Азии — Сырдарья и Амударья. Они же являлись и источником орошения для хлопковой промышленности.

Амбициозные советские правители хотели превратить Среднюю Азию в крупнейшего в мире производителя хлопка. В связи с этим было принято решение отвести обе реки таким образом, чтобы вода орошала пустыню, где можно было бы выращивать хлопок для будущего экспорта.

В 1980-х годах производство хлопка в Узбекистане увеличивалось больше, чем в любой другой стране, но проект имел краткосрочный успех.

Хлопковые поля

Из-за отвода и использования речной воды для орошаемых сельскохозяйственных земель количество воды из рек, которые обычно питали море, начало сокращаться.

К концу 1980-х две великие реки высохли, и Аральское море начало быстро испаряться.

К 1997 году оно уменьшилось до 10% от своего первоначального размера

Сначала произошло разделение на два отдельных соленых озера — Малый Арал на севере (Казахстан) и Большой Арал на юге (около половины его площади в Узбекистане).

Затем Большой Арал разделился на восточный и западный бассейны. Между ними образовалось одно небольшое озеро.

В 2014 году исчез и восточный бассейн. А это значит, что остались только Малый Арал и западный бассейн Большого Арала.

Усыхание Аральского моря, 1960–2009 гг. По материалам Филипа Миклина, Университет Западного Мичигана

Последствия для окружающей среды и здоровья

Быстрое высыхание Аральского моря привело к многочисленным экологическим проблемам в регионе.

Содержание соли и минералов в озере резко возросло, и огромные объемы пестицидов и инсектицидов, которые смывались в него годами, постепенно стали более концентрированными.

Вода стала непригодной для питья и убила в озере рыбу.

Пытаясь построить хлопковую промышленность, советское правительство уничтожило море и его рыбную промышленность

Сокращение Аральского моря сделало местный климат более суровым — лето стало более жарким, а зима более холодной. Все больше и больше людей начали покидать эти районы, так как уровень безработицы резко вырос. Им было не на что жить.

У людей, которые остались жить в этих местах, начались серьезные проблемы со здоровьем. Ветры поднимали с пересохшего морского дня ядовиты пыльные бури, содержащие соль, удобрения и пестициды.

Вы не можете увидеть соль в воздухе, но когда мы были там, чувствовали соль на нашей коже. Из-за большого количества пыли в воздухе у Нико начались проблемы с носовыми пазухами, как и у двух наших попутчиков.

Мы также узнали, что многие местные жители страдают от хронического бронхита, рака горла и анемии. Младенческая смертность в регионе по-прежнему довольно высока, многих матерей предупреждают, чтобы не кормили грудью своих детей.

Совершенно ясно, почему

исчезновение Аральского моря называют одной из самых страшных техногенных экологических катастроф в мире!

40 лет назад эта пустыня была морем

Попытки спасти Аральское море

Казахстан пытается восстановить Малое Аральское море с помощью Кокаральской плотины. 13-километровая плотина была построена в 2005 году, примерно в 80 км от Арала.

Благодаря Кокаральской плотине уровень воды растет, вновь появилось более 15 видов рыб, постепенно возрождается рыбная промышленность, в этот район вернулись более 5 тысяч человек.

Кокаральская плотина

Люди надеются, что с помощью этого проекта через несколько лет Малое Аральское море будет полностью восстановлено, а его вода снова достигнет порта Алар, который ранее был процветающим.

Фаза 2 проекта строительства плотины находится в стадии разработки — расширение плотины, которое поднимет уровень воды еще на 6 метров. В планах также увеличить водоснабжение из реки Сырдарья за счет строительства водохранилищ для сбора паводковых вод.

Впереди еще долгий путь, но возрождение Малого Арала вселяет надежду, несмотря на то, что он составляет всего 5% от размера первоначального Аральского моря.

Кокаральская плотина

Что оставило море? — кладбище кораблей

Нам сказали, что существует кладбище кораблей, которые раньше ходили по Аральскому морю. Оно находится возле Жаланаша, небольшого городка примерно в 65 километрах от Арала.

Гравийная дорога, ведущая к Жаланашу, была очень ухабистой и пыльной. Даже когда все окна были закрыты, пыль продолжала попадать в машину и в нос.

После двух часов езды и чихания мы прибыли в Жаланаш. Тропа, ведущая к кладбищу кораблей, находится к юго-востоку от города и очень песчаная.

Несмотря на то, что у нас был внедорожник, мы все равно застряли в мягком песке, поэтому решили пройти оставшиеся 3 км пешком.

Прогулка по бывшему дну Арала

Было безумно осознавать, что мы идем по тому, что раньше было дном Аральского моря. Теперь это безжизненная пустыня. Сухая поверхность под моими ногами трещала при каждом моем шаге.

Через 15 минут ходьбы по жаре мы заметили первый остов корабля и были разочарованы, заметив, что от него мало что осталось.

Чего мы не знали, так это того, что за последние два года большая часть судов была практически полностью разобрана на металлолом. Теперь исчезло даже последнее визуальное свидетельство бывшего могущественного Аральского моря.

Видели мы и несколько разобранных затонувших кораблей в порту Арал. То, что когда-то было цветущим морским портом, теперь печальное и заброшенное место, напоминание о провалившихся планах.

Заброшенный порт Арал

Остатки Аральского моря теперь являются домом для ржавых и разобранных корпусов кораблей

Будем надеяться, что планы возродить Малый Арал удастся и что однажды местные жители снова смогут жить за счет даров моря.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter