По данным Нацбанка, в 2020 спрос на доллары США со стороны населения и бизнеса» оказался на 24% меньше, чем в 2019. В цифрах 4,034 против 5,337 млрд долларов.
Тем не менее, считают эксперты, давление на тенге сохранится и в 2021 году. Но последствия предсказывают разные.
По этому поводу мы задали несколько вопросов главному научному сотруднику КИСИ, д. э. н. Вячеславу Додонову.
— Вячеслав Юрьевич, о чем это может говорить? Одни эксперты говорят о «снижении девальвационных ожиданий», а другие — просто об обеднении населения. Вы как считаете?
— Во-первых, в период, когда в марте-апреле, после обвала нефтяных цен и первого скачка курса девальвационные ожидания достигли пика,
из-за карантинных ограничений были фактически недоступны валютообменные операции,
потому что были закрыты и обменники, и банки. Это продолжалось в течение месяца и, видимо, повлияло на итоговый спрос на наличную валюту.
Курс доллара в 500 тенге мы увидим уже в течение года — эксперт
Причем повлияло сильно, потому что этот спрос традиционно усиливается именно в периоды вот таких резких движений. А в этот раз у населения просто не было возможности купить валюту. Потом, когда началось постепенное снятие ограничений, которое происходило по-разному в разных регионах, в зависимости от эпидобстановки, ажиотаж уже несколько утих и спрос снизился. Я думаю, этот фактор был основным.
Снижение доходов тоже, конечно, повлияло в некоторой степени, но не сильно. Потому что в валюту люди вкладывают не текущие доходы, не зарплату, которая тратится на повседневные нужды, а накопления, которые в стабильных условиях могут храниться в тенге, а в периоды ажиотажа перекладываются в валюту.
— Кстати, могут ли покупки-продажи физических лиц как-то воздействовать на курс национальной валюты?
— Они оказывают определенное влияние на курс, но оно второстепенно. Тот показатель чистого розничного спроса, который Вы привели, соответствует объему примерно одного месяца торгов на KASE и внебиржевом рынке.
То есть спрос на валюту со стороны населения составляет порядка 10% общего его объема
Это не тот показатель, который может формировать курс. Но в периоды пикового, ажиотажного спроса на валюту со стороны населения может создавать краткосрочное давление на рынок.
— Как себя вообще, по Вашему, поведет национальная валюта в ближайшей и среднесрочной перспективе?
— Думаю, давление на тенге сохранится в 2021 году, и он продолжит снижение, хотя оно должно быть плавным и умеренным (порядка 10% за год). На стороне тенге будут более высокие нефтяные цены, чем в 2020 году, но будут и факторы против:
— Можно ли ожидать неких серьезных «скачков» уже доллара США на мировом рынке? Например, к евро или валютам развивающихся стран?
— Сейчас принято считать, что доллар под влиянием ряда факторов утрачивает свои позиции на мировом рынке и что его ждет ослабление. Я думаю, это все же дело более отдаленной перспективы, хотя предпосылки для этого есть. Но доллар сохраняет свои позиции как валюта-убежище и как
валюта, в которой деноминированы главные активы-убежища глобального уровня
– государственные долговые обязательства США. Поэтому в случае возникновения на финансовых рынках паники или просто турбулентности происходит приток средств в эти активы и спрос на доллары растет.
«Убить доллар» — сможет ли цифровой юань потеснить американскую валюту? — экономист
Учитывая высокую вероятность кризисных событий на мировых рынках в 2021, думаю,
спрос на доллары будет сохраняться и даже расти, и его курс к другим мировым валютам не должен снизиться
Скорее, наоборот.
На те же вопросы ответил и Данияр Джумекенов, аналитик Wall Street Invest Partners:
— Какие-либо серьезные предпосылки для уменьшения девальвационных ожиданий отсутствуют. С начала 2020 года стоимость тенге к доллару снизилась на 11%, а инфляция составила 7,5%. Причем цены на продовольственные товары росли куда быстрее, чем на непродовольственные:
11,3% против 5,5%, что свидетельствует о росте сберегательных настроений среди населения
В первую очередь виной падение реальных доходов. По состоянию на ноябрь 2020 года они снизились на 4,8%.
Также стоит учитывать и неопределенность, связанную с коронавирусом и негативным воздействием карантинных мер. Кроме того, из-за локдаунов люди были вынуждены отменить поездки за границу. Это все должно было сказаться на покупках валюты. В прошлом году активность импортеров сокращалась по всему миру из-за пандемии. Так что ничего удивительного в снижении спроса на валюту со стороны казахстанского бизнеса нет.
Физические лица вполне способны повлиять на курс валюты. Конечно же, размер их сделок значительно ниже, чем у представителей бизнеса и государственных компаний,
но если люди начнут массово конвертировать валюту, это даст крайне серьезный комбинированный эффект
За примерами далеко ходить не надо. Сейчас все активно обсуждают ситуацию с акциями GameStop, которые взлетели благодаря скоординированным покупкам посетителей форума Reddit. Чтобы повлиять на стоимость валюты, требуется гораздо больше усилий. Как правило, должна возникнуть реальная угроза для сбережений — например, из-за проблем в экономике. Подвержены данному риску главным образом экономически слабые страны вроде Венесуэлы, где действуют запреты на обмен валюты. Что касается более «здоровых» стран, речь идет скорее о дополнительном влиянии на курс, а вовсе не определяющем.
— Со второй половины января курс тенге растет с оглядкой на другие развивающиеся и сырьевые валюты. Проблема все та же — пандемия продолжает оказывать негативное влияние на глобальную экономику. Несмотря на наличие эффективных вакцин, единственным работающим способом сдерживания коронавируса остается карантин. Добавим к этому вспышку COVID-19 в Китае и появление новых штаммов в Европе.
В таких условиях инвесторы предпочитают не связываться с рисковыми активами и направляют свой капитал в инструмент-убежища. В частности, американский доллар вновь начал расти после длительного падения.
Причем растет он и в отношении других валют развитых стран, вроде евро, фунта, йены и прочих
индекс доллара с 20 января вырос более чем на 0,8%.
Напомню, что происходит это вопреки планам нового правительства США по внедрению нового пакета фискальных стимулов на 1,9 трлн долларов, подразумевающего увеличение госдолга и усиленную работу «печатного станка».
Предсказать дальнейшее развитие ситуации невозможно. Например, в конце 2020 года в ЕЦБ ожидали отмену карантина к марту и коллективный иммунитет европейцев. Вероятнее всего, в ближайшее время эти прогнозы будут пересмотрены. Стоит упомянуть и недавние комментарии ФРС, чьи представители остались недовольны темпами восстановления американской экономики. Словом, в ближайшее время
мы можем стать свидетелями смены сантимента на рынках и роста пессимистичных настроений
Это будет оказывать поддержку доллару, который может укрепиться к тенге до отметки в 430.