Последние события в Кыргызстане ознаменовали начало нового политического сезона. Новоизбранный президент приступает к работе в условиях глубочайшего социального, политического и экономического кризиса.
10 января в Кыргызстане прошли внеочередные президентские выборы. Несмотря на различные нарушения, республиканский ЦИК признал их состоявшимися. Бывший депутат Садыр Жапаров, который ранее отбывал наказание за организацию массовых беспорядков и освобожденный сторонниками в ходе протестов в октябре 2020 года, одержал сокрушительную победу. Он уверенно набрал более 79% голосов избирателей.
В целом избирательная компания, даже с учетом присутствия в списке ярких политиков, прошла без сюрпризов. В выборах принимали участие 17 кандидатов, большинство оппонентов Жапарова строили свою предвыборную платформу на открытой конфронтации с ним. Ощутимых результатов выпады в эфире национального телевидения и публикации компроматов в социальных сетях не принесли.
Также победу Жапарова признали лидеры стран ближнего и дальнего зарубежья, которые до этого к событиям в революционном Кыргызстане относились сдержанно. Сам новоизбранный президент уверил международных партнеров в том, что
страна намерена продолжать выполнять свои обязанности в сфере двухсторонних и многосторонних отношений
Внешнеполитический курс Кыргызстана на укрепление связей России и стран региона будет укрепляться и наращиваться. Известно, что первый зарубежный визит Жапарова состоится в Российскую Федерацию. Официальные приглашения получены от президентов Казахстана и Туркменистана.
Официальная церемония инаугурации нового президента прошла спустя 18 дней после выборов, 28 января. Председатель ЦИК в ходе мероприятия, проходившего в национальной филармонии, вручила Жапарову штандарт, нагрудный знак и удостоверение.
На церемонии присутствовали около тысячи человек: чиновники, деятели культуры и представители иностранных дипломатических миссий. Журналистов на мероприятие не пустили из-за COVID-19, но трансляция была доступна в эфире национального телевидения.
Новый президент сразу же приступил к исполнению обязанностей. Жапаров подписал первые пять указов
Это ознаменовало начало нового политического сезона в Кыргызстане, где политическая обстановка оставалась нестабильной после октябрьских беспорядков.
Дело том, что насильственный захват власти осенью 2020 года породил кризис легитимности власти. Протестующие требовали справедливых парламентских выборов. Бывший президент Сооронбай Жээнбеков подал в отставку, а Жапаров, став техническим премьер-министром, назначил парламент, который по сути не имел права продолжать работу.
Теперь ситуация поменялась, в стране есть легитимный президент, которого поддержали избиратели по всему Кыргызстану.
Жапаров утверждает, что
ответственность за все процессы в стране будет нести он сам
Именно этот элемент был его главным аргументом в избирательной кампании. В текущих реалиях, когда страна оказалась в глубочайшем экономическом, социальном и политическом кризисе, подобные заявления звучат весьма странно. Тем не менее новый президент обещает в течение полугода показать значительные результаты.
Заниматься оппозиционной деятельностью на митингах и публиковать различные видео в социальных сетях гораздо легче, чем быть у власти. Поэтому понемногу формируется блок политиков, которые при режиме Жапарова оказались не у дел.
Некоторые кандидаты даже во время предвыборной агитации проводили совместные мероприятия. Более того, вполне вероятно формирование широкой антижапаровской коалиции, ведь ресурсы государства ограничены и большое число активистов и политиков остались за бортом.
«Бить» государство во главе с Жапаровым при глубоком кризисе во всех сферах будет достаточно легко.
В январе прокатилась волна арестов чиновников, политиков и активистов. Перед проведением инаугурации силовики задержали бывшего заместителя министра МВД и кандидата на пост президента КР Курсана Асанова. Его обвиняют по статье «захват зданий и сооружений». Во время октябрьских беспорядков Асанов провозгласил себя министром МВД. По его словам, это было необходимо для обеспечения безопасности по всей стране, но следственная служба МВД с этим не согласна.
Далее чекисты задержали бывшего главу ГКНБ и оппонента Жапарова на президентских выборах Абдиля Сегизбаева. Он стал фигурантом сразу двух уголовных дел. Его обвиняют в незаконной трансформации земель и фальсификации документов. Сам Сегизбаев вины не признает. Бывший глава ГКНБ на этапе предвыборной агитации запомнился резкими выступлениями против Жапарова и публикацией компрометирующих материалов.
ГКНБ также задержал бывшего премьер министра Мухаммедкалыя Абылгазиева. Ему вменяют факты коррупции и незаконного обогащения. Накануне выборов за вымогательство в особо крупном размере был задержан активист и активный сторонник Жапарова Мелис Аспеков. По версии ГКНБ, в сговоре с блогером Уланом Джураевым он угрожал руководству госпредприятия «Кыргыз Темир Жолу» и требовал 250 тысяч долларов.
После церемонии инаугурации сотрудники ГКНБ арестовали заведующего отделом информационной политики аппарата президента Нургаы Анаркулова. По данным силовиков, был выявлен факт вымогательства взятки в особо крупном размере с его стороны.
Кроме того,
в стране ведется широкая кампания по возврату средств, украденных из бюджета
Силовики заявляют, что чиновники и политики, боясь наказания, добровольно сдают денежные средства. Между тем отчеты по этой программе до сих пор не публиковались. Самый известный пример – скандально известный экс-замглавы таможенной службы КР Райымбек Матраимов. Так, по данным ГКНБ, он вернул в бюджет страны 2 миллиарда сомов.
Тучи нависли и над бывшим президентом Сооронбаем Жээнбековым. Он уже получил несколько повесток в суд по различным делам, но тем не менее приходить на процессы не собирается. У Жээнбекова все еще есть политическая неприкосновенность. Сам Жапаров на встрече с избирателями неоднократно заявлял, что бывшего президента лучше оставить в покое.
В конце 2020 года начала работу межведомственная комиссия по изучению деятельности госорганов в период пандемии коронавируса под эгидой вице-премьер министра Эльвиры Сурабалдевой. В течении месяца эксперты, чиновники и родственники погибших от COVID-19 изучали документы.
В итоговом отчете комиссия выявила ряд нарушений, связанных с недостаточной осведомленностью врачей о коронавирусе, профилактики вирусного заболевания, устаревшее оборудование и прочее. По словам Сурабалдиевой,
рядовые врачи к ответственности привлекаться не будут
Выговоры объявят главврачам и сотрудникам минздрава, при необходимости они будут наказаны за халатность и высокую смертность.
Выявлены также факты хищения гуманитарной помощи, занижение реальной смертности от коронавируса и прочие нарушения. Ведется работа по согласованию результатов работы комиссии с врачами и экспертами.
По официальным данным, коронавирусом в стране заразились более 84 тысяч человек. Выздоровели 80 тысяч, летальных исходов — 1 411.
Самая большая волна эпидемии накрыла Кыргызстан в июне и июле. Государственные органы не справились, на помощь пришли волонтеры и активисты.