Размер пенсии люди связывают с эффективностью Единого накопительного пенсионного фонда. Мало кто задумывается о низком уровне их накоплений. А надо бы.
На днях ЕНПФ отчитался о своей доходности в 2020 году. Давайте остановимся на накопленной инвестиционной доходности. С 1998 года она составила 602,9% при накопленной инфляции 496,65%.
Экономист Александр Юрин попросил переключить внимание с доходности на размер накоплений:
— Проблема пенсионной системы связана не с доходностью вложения пенсионных активов. Дело в низком уровне накоплений подавляющего большинства ее участников. На одном пенсионном счете аккумулировали в среднем 1,1 млн тенге.
Эксперт остановился на среднем размере накоплений на счетах вкладчиков в возрасте от 51 до 60 лет.
— Как раз той возрастной когорты, которая выйдет на пенсию в ближайшие годы. Он составляет порядка 1,5 млн тенге.
Эта сумма после выхода на пенсию позволяет рассчитывать на ежемесячную выплату из ЕНПФ в размере примерно 12-13 тыс. тенге
Юрин дал экспресс-анализ низкого уровня накоплений:
— В силу недоверия к пенсионной системе многие казахстанцы сознательно уходят от участия в пенсионной системе через занижение доходов либо получение зарплаты «в конвертах».
Эксперт указал пути решения проблемы:
— Надо увеличить уровень оплаты труда до достойного уровня. Кроме того, вовлечь в пенсионную систему граждан, которые до сих пор уклонялись от выплаты взносов. В последнем случае речь идет о так называемых самозанятых, подавляющее большинство которых годами не отчисляют никаких взносов в ЕНПФ.
Юрин показал, что скрывается за цифрами отчетности фонда:
— ЕНПФ говорит не о «живых деньгах» в форме входящих финансовых потоков, а о начисленном или «бухгалтерском» доходе.
Фактическая стоимость, за которую могут быть проданы инструменты, может серьезно отличаться от той, которая фигурирует в отчетности фонда
Эксперт прояснил, как складывается начисленный доход:
— Начиная с 2015 года высокая доходность пенсионных активов была обусловлена преимущественно переоценкой валютной части портфеля. Она кратно выросла на фоне серьезного ослабления тенге. В этой ситуации говорить об эффективном управлении пенсионными активами можно с очень большой натяжкой.
Юрин поставил под сомнение методику расчета потребительской инфляции:
— Речь в отчетности ЕНПФ идет о так называемой «реальной» доходности. Номинальной доходности за вычетом накопленной инфляции. Между тем подавляющее большинство казахстанцев скептично относится к показателям потребительской инфляции, рассчитываемым органами государственной статистики.
Эксперт в данной связи привел данные регулятора:
— Согласно результатам опросов по инфляционным ожиданиям, ежемесячно проводимым Нацбанком,
порядка 60% респондентов заявляют, что их «личная инфляция» превышает 10%
Это выше официально декларируемого уровня. В этом свете высокая «реальная» доходность обеспечивается не эффективностью инвестирования, а занижением уровня инфляции статистическим ведомством на «методологическом» уровне.