Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Новый эксперимент с образованием Казахстана: прогресс или шаг назад?

1237
фото с сайта 24.kz

«Каждый вуз будет выдавать диплом собственного образца. Он станет самостоятельным брендом, за который студенты «проголосуют» своими деньгами или грантом в зависимости от качества предоставляемых образовательных услуг», — пояснил новшества министр образования и науки Асхат Аймагамбетов. — «Таким образом,

дипломов государственного образца уже не будет

Но при этом в целях недопущения выдачи нелегальных или поддельных документов об образовании, учета и систематизации их по серийным номерам будут предусмотрены единые рамочные требования».

Он добавил, что для вузов отменено проведение процедуры внешней оценки учебных достижений. Они будут сами разрабатывать образовательные программы.

Студенчество и работодатели пока в замешательстве, к чему приведет очередной министерский эксперимент. А вот президент Ассоциации вузов Казахстана Рахман Алшанов видит в этом решении как плюсы, так и минусы.

Контроль есть, а толку нет

— Как вы считаете, не будет ли негативных последствий от того, что министерство открестилось от высшего образования? Ведь в 2020 году его сотрясали скандалы.

— Зарубежная практика показывает, что чрезмерная опека над вузами ни к чему. Рынок сам определит, выпускники каких вузов будут пользоваться спросом.

Многие из известных западных университетов частные, и там не стоит вопрос о контроле за их деятельностью

В этой связи и наши вузы получили определенные права. Они сами совместно с работодателями будут разрабатывать программы. То есть теперь они не будут просить министерство подписать те или иные программы. Это отнимает время — специальностей несколько тысяч, а аппарат чиновников небольшой. Вузам обучать, им и решать, по какой программе. 

Рахман Алшанов, Источник new.turan-edu.kz

— Ладно с программами, а от контроля зачем государство отказалось?

— А что контролировать? Образовательный процесс — дело вуза. Вуз считает необходимым включать или не включать что-то в свою программу, зачем это контролировать? И потом, кто контролирует? Не министерство, а старшие преподаватели, не занятые в других вузах. Как они могут оценить индивидуальный почерк и подходы того или иного университета? Внешняя оценка вузов на самом деле мало что дает. Поэтому было решено от нее отказаться.

В этой связи отказались и от дипломов государственного образца. Чтобы у каждого вуза был собственный бренд

В принципе, и раньше был просто общий бланк, который заполнял каждый вуз. Есть, конечно, пожелание от выпускников и работодателей оставить тот же бланк — не доверяют новшествам, привыкли к печати и степеням защиты. Так и дипломы нового образца также будут печататься монетным двором со степенями защиты. Есть одно ограничение — дипломы собственного образца выдавать смогут вузы, прошедшие аккредитацию международных агентств.

Ученье — тьма

— Наши вузы по авторитету и узнаваемости далеки от ведущих западных университетов. Как работодатели будут понимать, что тот или иной малоизвестный вуз привел к ним действительно хорошо подготовленных специалистов? Будут ли эти дипломы котироваться за рубежом?

— В этом вопросе должна быть логическая завершенность. Минтруда совместно с МОН разрабатывают Национальную рамку квалификаций. На ее основе работодатели разрабатывают отраслевые и профессиональные стандарты. В них определяется, что именно должен знать и уметь по своей профессии тот или иной работник. Расписывают требования. И уже на основании профессиональных стандартов в вузах разрабатываются образовательные программы, сколько часов необходимо изучать ту или иную дисциплину. Ну и далее в дипломе указывается, что студент прошел обучение.

По окончании вуза выпускник должен получить сертификат в центре присвоения квалификации

Такие центры создаются ассоциациями работодателей. Вот тогда работодатели будут знать, что выпускники тех или иных вузов действительно готовые к работе специалисты. К большому сожалению, именно эти центры квалификации пока не получили своего развития. С профстандартами та же беда. Их требуется 9 тысяч, а с учетом 2021 года будет только 900. Какого они качества? Это же серьезная работа, а не формальный подход.

Нацпалата «Атамекен» регулярно анализирует трудоустройство выпускников вузов через взаимодействие с работодателями. У нас с ними конфликт интересов. Они выставляют требования к выпускникам, а при этом профстандарты отсутствуют.

Ведь часто бывает, когда вузы обучают студентов работе на современном оборудовании, до которого еще не доросли работодатели. И наоборот

И все из-за отсутствия нормального диалога. Работодатели не конкретизируют свои требования по тем или иным специальностям, а на выходе получается, что выпускники не соответствуют их требованиям.

Проблемный тандем

— Так все это в единый пазл собралось или нет?

— Пока еще нет. Процесс идет, поэтому возникают споры и дискуссии. Вузы не против готовить студентов, которые смогут найти хорошую работу. Интереса выбрасывать деньги на ветер и плодить армию безработной молодежи ни у кого нет.

На этом фоне возникла еще одна проблема.

Государство выделяет более 50 тысяч грантов. При этом госзаказ не соответствует запросам работодателей

Как только точно определятся, сколько именно специалистов требуется той или иной отрасли, государственные деньги перестанут вылетать в трубу.

— В таком случае не рановато ли министерство внедрило новшества, если работодатели и вузы еще не проделали свою совместную работу до конца?

— В том и дело, что теперь вузы получили право идти к работодателям напрямую и договариваться.

Изменения в законодательстве, кстати, пока не решили еще одну нашу головную боль — требования министерства по трудоустройству. От нас требуют высокий процент. А мы требуем, чтобы госзаказ на обучение был более точным.

Чтобы не получалось так, что за государственные деньги почти готовы 25 тысяч специалистов в области машиностроения, а отрасли столько работников не нужно

Или по биотехнологиям: по этим специальностям тысячи обладателей грантов, а завтра министерство нас разнесет, что мы их обучили, а они не нашли работу.

Реальное содержание

— Они на глазок гранты выделяют что ли?

— Не на глазок, но приблизительно. Это большая проблема — давать дорогое образование по современным специальностям в условиях отстающей экономики. К примеру, хотят построить какой-то современный завод, где будет работать зарубежная техника. Так заранее отправьте студентов в страну-изготовитель обучаться по программе «Болашак», и как раз к моменту запуска производства в страну вернутся готовые работники. А то часто получается, что используем технологии одной страны, а обучаем в другой. 

Если студент хочет получить образование для своего собственного саморазвития, пусть делает это на платной основе.

А гранты следует распределять среди студентов, которые в будущем помогут растущей экономике

В конце концов, правильная политика в области высшего образования позволит проводить импортозамещение. До сих пор мы импортируем сгущенное молоко. У нас что, нет металла, коров и молока? Почему отраслевые ассоциации не зададутся этим вопросом? То же самое касается ввоза мяса птицы и яблок. Ввозим тысячи тонн. Да много где можно было бы импорт заменить на собственное производство.

Вузы готовы, законодательная база есть. Пора наполнить все реальным содержанием.

По каждой специальности нужна детальная проработка — каков дефицит специалистов, прогнозы на ближайшие годы, требования к ним

Если министерство не успевает за этим следить, смогут вузы вместе с работодателями. Чтобы в середине учебного года вдруг не выяснялось, что в той или иной области не хватает учителей.

Несогласованность в действиях

— Что значит «министерство не успевает»? Для чего оно тогда? Координировать ведь хотя бы может?

— Координация в этом вопросе — как раз совместная задача. В министерстве есть профильные департаменты. Есть Нацпалата «Атамекен» и мы. Будет конкретика и четкий план, исходящий из реальной потребности, сразу отпадут многие проблемы.

— Законодательство принимается с опережением реального положения дел. Вузы еще не готовы к академической свободе, а министерство уже от них открестилось.

— Асинхронность закона об образовании и Трудового кодекса, а также в действиях госорганов действительно есть. Но это вопрос, который надо решать.

— Ну так лишь бы тяжелых последствий для студентов не было, пока МОН экспериментирует на вузах.

— Это конкретно покажет, насколько вузы заинтересованы в том, чтобы у экономики был спрос на их специалистов. В противном случае в них просто не будут поступать. То, что сделало министерство — включение в усиленном режиме системы естественного отбора. Будем смотреть и анализировать.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter