Рубль и нефть, транши из бюджета и спрос на казахстанские ценные бумаги влияют на курс тенге.
По мнению ведущего аналитика АФК Мерея Исабекова, на курс тенге сильнее всего влияют стоимость рубля и цены на нефть:
— От рубля — потому что значительный объем взаимного торгового оборота завязан на России. От цен на нефть — потому что в структуре казахстанской экономики большая доля энергетического сектора.
Он предложил не забывать о нефтяных котировках, нашедших достаточно прочный балансный уровень:
— Снижение котировок ниже $50 за баррель, вероятно, приведет к действиям со стороны стран ОПЕК+. Заметный рост котировок может привести к повышению добычи сланцевой нефти в США. Такой сценарий не в интересах стран ОПЕК+.
Еще одним фактором влияния на тенге является санкционное давление на Россию. Оно может усилиться в 2021 году:
— Однако на данном этапе российская экономика и правительство более приспособлены к внешнему давлению. Таким образом, заметных колебаний тенге при условии отсутствия непредвиденных шоковых событий не ожидается. АФК на ежемесячной основе проводит опрос среди профессиональных участников финансового рынка. Из январского опроса следует, что
курс USD/KZT через 12 месяцев в среднем ожидается на уровне 431,6 тенге за доллар,
— прогнозирует эксперт.
Ситуацию, когда в 2018 при росте цен на нефть тенге ослаб с 320 до 380, Исабеков считает неоднозначной:
— Если вспомнить 2018 год, за 12 месяцев ФРС повысила ключевую ставку на 1%. Годом ранее она повышала ее три раза, то есть за 24 месяца ключевая ставка ФРС выросла с 0,5% до 2,25% годовых. Ужесточение денежно-кредитной политики ФРС привело к укреплению доллара на мировых рынках.
Указанные обстоятельства негативно сказались на спросе на валюту и активы развивающихся рынков, так как инвестировать средства в «безрисковые» трежерис стало прибыльнее. Ослабление рубля из-за санкций со стороны США и напряженных дипломатических отношений России с рядом европейских стран создало косвенное давление на тенге. В 2018 году Нацбанк снижал базовою ставку с 10,25% до 9,25% годовых, что ускорило сужение спреда доходности бумаг США и Казахстана. Все вместе сыграло немаловажную роль в ослаблении тенге.
Сегодня наблюдается повышение доходности гособлигаций США, а санкционные риски для России усилились:
— Однако повышение ставок в США может негативно сказаться на темпах восстановления американской экономики. Россия приспособилась к внешнему давлению. Таким образом, столь
экстремальное ухудшение внешних условий для Казахстана, как в 2018 году, маловероятно,
— отметил эксперт.
Мартовские транши из бюджета не должны привести к ослаблению тенге:
— В 2021 году практически треть доходов бюджета придется на трансферты из Нацфонда – это 3,7 трлн тенге. Они в основном инвестированы в иностранной валюте. Нацбанк может продать валюту на внутреннем рынке для осуществления трансферта в республиканский бюджет.
Более того, планируется, что дефицит бюджета в 2021 году составит 2,6 трлн тенге. Для покрытия дефицита правительство привлечет заемные средства. Часть из них, вероятно, будет в иностранной валюте.
Реализация привлеченной валюты также может способствовать снижению давления на тенге
Таким образом, увеличение бюджетных расходов не всегда приводит к ослаблению национальной валюты, — уточнил Исабеков.
Также он не видит сильного спроса иностранных инвесторов на казахстанские бумаги:
— По данным Центрального депозитария ценных бумаг, в марте, когда ФРС снизила ставку до 0% годовых, на нерезидентов приходились 2,5% всех размещенных госбумаг. На данный момент их доля увеличилась до 3%. В абсолютном выражении объем государственных бумаг у нерезидентов с марта 2020 года вырос с 298 до 430 млрд тенге. Таким образом, говорить о значительном росте спроса на тенговые бумаги со стороны иностранных инвесторов, способном повлиять на курс тенге, не приходится, — подытожил эксперт.