Пока сотни казахстанских детей с редкими заболеваниями годами ждут квоты на зарубежное лечение, законодатели считают главной проблемой для здравоохранения переход курильщиков на электронные сигареты.
Бюрократия, волокита, отсутствие понимания чиновниками главных проблем здравоохранения — пациентам опасно для жизни заболевать в середине года. Президент фонда «Аман-Саулык» Бахыт Туменова считает, что тяжелые уроки и допущенные ошибки пандемии COVID-19 в 2021 году должны быть изучены, проанализированы и исправлены.
Впереди у НПО рассмотрение очередных поправок в Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения. Предыдущие изменения вызвали у общественности неоднозначную реакцию.
— Бахыт Ниязбековна, международное медицинское сообщество еще в конце 2020 объявило о том, что человечеству предстоит и дальше бок о бок жить с коронавирусной инфекцией. Каким вы видите 2021 год в плане угроз и перспектив?
— Волны пандемии возможны и в 2021 году, потому что вирус мутирует. Он, как и грипп, постоянно меняет форму. Уже есть заявления от Всемирной организации здравоохранения, что мутации коронавируса сделали его более контагиозным, но с менее тяжелыми последствиями.
Обратите внимание, что в новейшей истории человечества до появления COVID-19 жизни уносили птичий и свиной гриппы.
Вирусы пришли на смену бактериальным заболеваниям, с которыми мы справились благодаря антибиотикам
в 70-80-е годы прошлого столетия. В регионах были вспышки сибирской язвы, сальмонеллеза, а в родильных домах — синегнойной, стрептококковой и стафилококковой инфекций. Но природа не терпит пустоты. Активировались вирусы, которые активно мутируют, не исчезая бесследно после вспышек.
Против коронавируса, вероятнее всего, появится вакцина. Но заболеваемость постепенно снизится благодаря коллективному иммунитету у большей части людей. Как долго будут продолжаться его мутации, сказать никто не сможет. Но с каждым годом тяжелых форм будет все меньше.
— К чему готовиться?
— Каждая страна должна осмыслить происшедшее, произвести объективный анализ последствий, признать ошибки. Ну а на уровне ВОЗ следует обобщить все результаты и выработать тактику на случай будущих вспышек, подобных коронавирусной пандемии. Никто не застрахован, что завтра не появится что-то еще.
Ведь даже протокол лечения все время менялся, пока не разобрались, что при отсутствии конкретного лекарства важно снизить вред от заболевания. Мир научился мыть руки, носить маски и социально дистанцироваться. Если бы не эти меры предосторожности, заболевших было бы гораздо больше.
— Как вы думаете, в 2021 году современная медицина найдет адекватный и общеприменимый протокол лечения коронавирусной инфекции? Ведь поддерживать научились даже неизлечимых ВИЧ-инфицированных.
— Конечно, найдет, опыт-то уже есть. Благодаря этому в Казахстане удалось избежать повторения того кошмара, который страна пережила в июне-июле 2020 года. Обращаю ваше внимание и на то, что
здоровье человечества в руках не только медицины, но и самого человека
Профилактическая работа и повышение ответственности каждого перед собой — основные составляющие в международной шкале здоровья. По ней влияние на здоровье человека системы оказания медицинских услуг составляет всего 10%. Остальное — экология, профилактика, образ жизни.
Коррупция в условиях пандемии обернулась катастрофой — Туменова
— Еще одна немаловажная проблема казахстанской медицины — редкие заболевания, против которых в стране нет методик лечения. Люди годами обивают пороги минздрава, чтобы выбить квоту не лечение за рубежом. Какие у вас предложения?
— Мы — открытая страна. Пора не просто отправлять собственных граждан на лечение за рубеж, но и перенимать мировой опыт, чтобы уметь оказывать квалифицированную помощь здесь. Возможны мастер-классы, партнерства, внедрение новых форм лечения. Конечно, это касается не всех редких заболеваний. В отдельных случаях у нас просто нет специалистов. Тогда государство должно максимально оперативно решать вопрос с оказанием помощи за рубежом.
— У нас этот процесс, к сожалению, забюрократизирован.
— В системы здравоохранения и социальной защиты чиновников нужно отбирать. Среди тех, кто знает их изнутри, имеет опыт и милосерден.
Большая трагедия, когда ребенок-инвалид с редким заболеванием не может получить лекарство, потому что имел неосторожность заболеть до регистрации препарата в реестре
Законы должны работать на людей, а не люди подстраиваться под законы.
Медицине известны более 14 тысяч заболеваний. Каждое из них протекает у отдельного человека индивидуально. Следовательно, и подход к лечению должен быть индивидуальный. Коронавирусная инфекция показала важность профессии медицинского работника. В ней не место непрофессионализму, закрытости и неумению коммуницировать.
70% жалоб в медицине — это проблема коммуникаций медиков с пациентами. Доверие и авторитет подорваны
Впереди много работы. Одной из задач мы себе поставили возобновить консультации по телефонной горячей линии, которая не работала последние два года из-за отсутствия денег. Она в свое время показала свою эффективность — за 11 лет мы приняли более 33 тысяч обращений граждан.
Наконец-то в этом году мы совместно с минздравом внедримновую медицинскую форму по фиксированию телесных повреждений и психо-эмоционального состояния предполагаемых жертв пыток и насилия. В общем, ценных идей для государства у НПО много. Главное чтобы нас слышали.