Двукратный рост штрафов за взятку призван избавить страну от коррупции. Эксперты считают эти меры недостаточными.
Как отметил на днях первый заместитель председателя Агентства РК по противодействию коррупции Олжас Бектенов, размер штрафа увеличен с 10-кратного до 20-кратного размера взятки.
Если чиновник в качестве взятки получил 100 тыс. тенге, то согласно новым требованиям по решению суда ему назначат 2 млн тенге штрафа.
Также вдвое увеличен порог кратного штрафа для посредников во взяточничестве.
Политолог, директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников считает, что увеличением штрафа проблему не решить.
По его мнению, в большинстве стран постсоветского пространства мешает решению проблемы принятый в обществе патерн поведения.
«Для многих главное — это получить свой миллион, дорогую машину, дворец, яхту и т. д.
Эти ценности доминируют в обществе, по ним оценивают успешность или неуспешность карьерного роста
И пока это так, почва для коррупции будет сохраняться, несмотря на любые репрессии», — конкретизирует эксперт.
Ко всему прочему, продолжил Солонников, данная норма бьет по бытовой коррупции.
«Такая политика отсекает и делает экономически невыгодными, бессмысленными взятки в нижнем ценовом диапазоне. Их еще называют бытовым взяточничеством. Оно отомрет», — полагает эксперт.
Но, по мнению политолога, чисто монетарными методами коррупцию не искоренить.
В свою очередь, директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис предлагает посмотреть на проблему шире.
«Коррупция — это не только взятки, но и обмен услугами, фаворитизм, протежирование и многое другое. Надежда на репрессии и их ужесточение — очевидная иллюзия», — уверен правозащитник.
Само по себе ужесточение наказания, отметил Солонников, ведет к усложнению процедуры, но не к искоренению причин коррупции.
«Можно вспомнить одну китайскую историю, когда казнили не только самого чиновника-взяточника, но и всех его родственников до четвертого колена. Это не остановило коррупцию», — заметил эксперт.
По словам политолога, четыре тысячи лет жесточайших репрессий и кровавой борьбы (в Китае) результата не дали.
«Но проверить эффективность китайского опыта нет никакой возможности. Ставить эксперимент никто не будет. То есть речь не в репрессиях. Или, точнее, не только в них», — заметил эксперт.
Измениться должна сама среда, которая порождает институт взяточничества
Скептически к ужесточению наказания за взяточничество относится и Жовтис:
— У любой репрессии есть верхний предел — смертная казнь. Опыт Китая показывает неэффективность такого подхода
«Если есть возможность решить проблему за деньги, всегда найдутся чиновники, которые готовы на это пойти. Просто увеличенные в размерах штрафы будут включаться в запланированные потери бизнеса», — уточнил правозащитник.
Руководитель ОФ Liberty Галым Агелеуов ратует за равенство всех перед законом.
«Главное — это неотвратимость наказания за нечестно нажитые состояния, созданные с использованием служебного положения», — считает эксперт.
Чтобы победить коррупцию, продолжил Солонников, должен быть разработан комплекс мер.
«Первый, самый простой – повышение легальных доходов чиновников. Причем до такого уровня, чтобы получение взятки стало делом высокорисковым и невыгодным.
Если зарплата чиновника высокая, взятка неспособна заметно улучшить его благосостояние
Второй – максимальное упрощение всех чиновничьих процедур принятия решений, а также их полная открытость и публичность. Это путь сокращения бюрократического аппарата и максимального ограничения его функций. Китай все это время делает прямо противоположное.
Третий путь – долгосрочный, но самый эффективный. Это изменение общественной морали, воспитание человека, стремящегося к иным идеалам, нежели личное обогащение», — пояснил эксперт.
В свою очередь, Жовтис предлагает исключить из законодательства дискреционные полномочия чиновников.
«Чтобы у них не было возможности принимать то или иное решение по собственному разумению. Необходимо исключить неточности в законах и перейти к электронному документообороту. Также надо установить тщательный контроль за доходами чиновников и членов их семей для установления фактов неподтвержденных доходов», — поделился своим видением правозащитник.
Такой подход можно охарактеризовать как ограничение прав чиновников и их семей, добавил эксперт.
«Но криминала в этом нет», — убежден Жовтис.
Не хочешь быть под тотальным контролем, не становись чиновником
Все эти меры, как показывает мировая практика, не полная гарантия от коррупции, но они устраняют ее системность и значительно снижают ее уровень, подытожил правозащитник.