Правительство и Нацбанк сообщают об активном восстановлении национальной экономики. Однако эти оптимистичные заявления не подтверждаются данными биржевиков.
На недавнем заседании правительства министр национальной экономики Руслан Даленов отметил положительную динамику развития экономики за 11 месяцев уходящего 2020 года. Прежде всего в строительстве, где объем выполненных работ вырос на 12,1%. Отличилась и обрабатывающая промышленность — прирост 3,3%.
Министр также сообщил об улучшении деловой активности в секторе услуг и восстановлении спроса на товары длительного пользования, основная масса которых импортируется в Казахстан.
Данные аналитиков Нацбанка о состоянии деловой активности также подтверждают ее значительное оживление в строительстве. Соответствующий индекс поднялся с 47,6 в октябре до 52,5 в ноябре. Зато в промышленности зафиксировано значение ИДА на октябрьском уровне в 49,6 пунктов, а в сфере услуг произошло снижение на 0,1 пункта — до 48,7 пунктов.
Как видим в двух последних отраслях
в Нацбанке отмечают не столь оптимистичные перемены, как это представляется министру национальной экономики
Возможно, это связано с тем, что из его подчинения недавно вывели официальную статистику, передав ее Агентству по стратегическому планированию и реформам.
Если же обратиться к статистическому негативу, ситуация выглядит далеко не радужной. Хотя рост реального сектора ускорился до 2%, из-за падения объемов производства горнодобывающей отрасли в целом отечественная промышленность ушла в «минус» на 0,8%.
ВВП Казахстана уменьшился на 2,8%, а в сфере услуг спад составил минус 5,9%. Значительно сократился внешнеторговый оборот страны. По данным статистиков, на 13,2%. В том числе экспорт – на 18,6%, импорт — на 5,2%. Это привело к значительному (в 1,9 раз) падению внешнеторгового сальдо. В абсолютном выражении – на $7 млрд 247,1 млн.
Такое значительное падение не могло не отразиться в худшую сторону на внутреннем валютном рынке, что и подтверждают данные аналитиков Казахстанской фондовой биржи (KASE).
На спот-рынке доллара обороты снижаются второй месяц подряд. В ноябре к октябрю они уменьшились еще на 2,4%, или на $56,7 млн в абсолютном выражении. В октябре снижение составило 9,3%, или $245,6 млн.
Статистическим аутсайдером оказалась и китайская валюта – объем сделок по ней снизился на 19,0%. Резким ростом оборотов отличилась единая европейская валюта – в 3,4 раз. Значительно вырос интерес и к рублю — плюс 45,6%.
Три сценария развития: без кардинальных перемен нет будущего
В целом по всем валютам, торгуемым на KASE, ноябрьский объем сделок в тенговом эквиваленте снизился к октябрю на 1,7% — до 1 трлн 37,9 млрд тенге.
Объем же операций валютного свопа, напротив, увеличился за последний месяц по сравнению с октябрем на 2,4% — до 346,8 млрд тенге. Но радоваться здесь особо нечему, поскольку это второй по величине минимальный месячный результат. К тому же по итогам 11 месяцев по операциям валютного свопа сложился спад на 67,0% — до 9 трлн 6,1 млрд тенге, в долларовом эквиваленте – на 68,9%, до $22 млрд 234,9 млн.
Поэтому можно констатировать, что
резкое снижение валютной выручки, поступающей в страну, совпало со значительным падением спроса на инвалюту
со стороны участников внутреннего биржевого рынка.
Такая ситуация выглядит контрастом на фоне довольно высокой активности на рынке наличной инвалюты —
это может говорить об уходе части субъектов экономики в «теневую» сферу по операциям с ней
В пользу такого суждения говорит, к примеру, то, что к концу 2020 года на лидирующие позиции по оборотам наличной валюты вышел Шымкент. В этом городе, а также в прилегающей к нему Туркестанской области наблюдается всплеск инвестиционной активности в строительстве.
Объемы торгов долларом США на KASE, млн USD