Минюст отказал в аккредитации 6 из 8 существующих в Казахстане авторских обществ, которые собирали деньги с кафе, ресторанов и торговых центров за использование музыки. Такой масштаб можно назвать только катастрофой.
25 ноября минюст отказал в аккредитации шести обществам и продлил таковую только двум — это РОО «Казахстанское авторское общество» и Некоммерческая организация по защите авторских и смежных прав «Аманат».
Без аккредитации остались:
Важно понять, что теперь эти шесть обществ не имеют права требовать деньги с бизнес-объектов. Но вполне могут попытаться сделать это «по старой памяти» и пока новость не разошлась по всему Казахстану.
Эксперт в области авторского и смежного права, кандидат юридических наук, член общественного совета при минюсте Темирлан Тулегенов рассказал о юридических последствиях этой «авторской катастрофы».
— Темирлан, отказ в аккредитации означает, что деятельность этих шести вне закона?
— Немного не так. В законе об авторских и смежных правах четко написано — аккредитация является делом добровольным. В то же время она позволяет обществам работать с авторами и исполнителями, с которыми не заключен прямой договор. То есть до 25 ноября деятельность авторских обществ была совершенно бесконтрольной. По сути,
своими непонятными поборами они давили на малый и средний бизнес, непрозрачно собирали эти деньги
Как следствие — выплачивали несправедливые вознаграждения авторам и исполнителям. Кому-то мало, кому-то больше, то есть нарушали закон. Нарушение заключалось в том, что кафе, рестораны и торговые центры, которые использовали авторскую музыку, не заполняли отчеты сами.
У них просто не было физической возможности их составлять. Соответственно, они шли навстречу авторским обществам, ставя печать на уже готовом документе.
Кроме того, грубое нарушение было в том, что при выплате вознаграждения авторам и исполнителям никогда не предоставлялся отчет, откуда эти деньги пришли, как и где использовались их произведения.
25 ноября всей этой вакханалии пришел конец. Минюст принял очень мужественное и историческое решение, оставив в республике только две аккредитованных организации.
— Какие юридические последствия, и прежде всего финансовые, понесли и понесут те общества, которым не продлили аккредитацию?
— Как я уже сказал,
теперь они не вправе собирать вознаграждение за зарубежную музыку. Будут работать только по прямым договорам с местными исполнителями
Аккредитация как раз и устраивала весь бардак, который творился в сфере культурной индустрии. Общества могли требовать от кафе и ресторанов оплаты за использование популярных зарубежных хитов.
Последние два года был реальный кризис всей системы авторских обществ. Как следствие, состоялось несколько судебных процессов. Общества судились между собой, внутри себя, с пользователями интеллектуальной собственности.
— Наверняка выявились какие-то проблемы?
— Да, самая главная — прозрачность сбора и распределения денег. Сегодня ни одно из авторских обществ, и даже те, что получили аккредитацию, не работают с информационными технологиями. Глупо отрицать, что интернет-технологии должны помогать в этом процессе.
К счастью, в Казахстан пришла информационная платформа по сбору и распределению денег «БУБУКА». Она успешно работает, особенно в сфере HoReCa (ресторанно-гостиничный бизнес — ред.). Разумеется, многие отдают предпочтение прозрачному распределению и выплатам авторам и исполнителям. Это юридическая и технологическая защита всех участников процесса.
Вскоре после пандемии в Казахстан зайдет отличное технологическое решение от «БУБУКИ» — YOGA. Оно поможет работать не только с кафе, ресторанами и ТРЦ, а вообще фиксировать любое коммерческое использование произведений, автоматические выплаты авторам и исполнителям. В принципе, это должно заинтересовать организации по коллективному управлению авторскими правами.
— То есть переход на цифровое управление авторскими правами решает проблему теневых поборов и распределения вознаграждений? В бумажном варианте было легче распоряжаться деньгами?
— Да, так и происходило в лучших традициях советских времен — приписки, недописки. Бумага — вчерашний век. Информационные технологии помогают максимально снизить административные расходы авторских обществ. Сейчас в законе прописаны 30% от поступлений. Как член рабочей группы мажилиса по внесению изменений в закон об авторских и смежных правах я предоставил свои предложения по снижению комиссии до 20%. И также настаиваю на том, что сотрудничество авторов и исполнителей с пользователями их музыки должно перейти в цифровой формат. Это позволяет заключать договоры дистанционно.
Интернет-технологии позволят вытащить из тени огромный пласт экономики —
недоплаченные вознаграждения. Авторы и исполнители увидят свои реальные доходы и смогут реально их получать. Не ходить ни по каким офисам, а отслеживать использование своих произведений по телефону. Соответственно, тут же получать деньги на свой виртуальный кошелек и выводить их на свою карту. Такого нет ни в одной стране мира.
— Что дальше намереваются делать те шесть обществ, что не прошли аккредитацию? Какие конкретно нарушения были ими допущены?
— Понятное дело, что минюст и сама комиссия не стали сильно шуметь о событии 25 ноября. Но в процессе аккредитации было два момента. Первый — общества предоставили неправильные отчеты. Какие-то то работали, то не работали, то с кем-то судились. Это якобы сказалось на их невыплатах авторам. Второй — подавляющее большинство этих организаций
предоставили финансовые отчеты, по которым было видно, что их затраты на административные расходы были выше 30%
Этого было достаточно, чтобы отказать в аккредитации. Казалось бы, бумага все стерпит, но свои расходы не удалось спрятать и на ней. А уж мы-то знаем, кому и как все выплачивалось. Насколько знаю, заведено несколько уголовных дел. Сейчас неизвестно, чем закончатся все эти расследования.
— Часто ли авторы привлекают к ответственности авторские общества за несправедливые выплаты вознаграждений?
— Судебная практика очень низкая, потому что наши авторы вообще не знают, какими правами они обладают. Такое большое количество обществ появилось именно из-за того, что авторы шли на поводу у нечистых на руку менеджеров.
Были факты, когда один автор состоял в разных обществах, что запрещено законом. Все это привело к недобросовестной конкуренции. Ради того, чтобы заполучить себе клиента, общества занижали ставки вознаграждения, тем самым нарушая минимальную государственную ставку.
Плюс
финансовым аудитом были выявлены случаи, когда деньги отмывались через так называемых любимчиков
Человек вроде не популярный получал миллионы, тут же шел со своим директором в банкомат и половину отдавал на руки администратору. В рамках уголовных дел не могу назвать конкретные фамилии, но они есть. Теперь я опасаюсь, дойдут ли дела до логического завершения. Сейчас мы ожидаем, что из тех обществ, которые не продлили свою аккредитацию, пойдет серьезный отток авторов и исполнителей.
Вначале было опасение, что отчеты приведут в порядок. Но, насколько я понимаю, позиция минюста сейчас принципиальная. В ближайшие пять лет новых обществ появиться не должно, иначе к регулятору будет много серьезных вопросов.
— Впервые заявки принимались в электронном формате, что сделало эту процедуру прозрачной. Можно ли предполагать, что ранее, когда все происходило в бумаге, аккредитацию «разводили» за деньги или связи?
— Не могу утверждать, я эти отчеты не видел. Но факт налицо, что на 18 млн населения в Казахстане целых 8 авторских обществ. В 150-миллионной России и то только два. По такому беспределу было много критики со стороны Всемирной организации по интеллектуальной собственности.
Еще любопытно, что
наши авторские общества в основном собирают вознаграждение только за использование музыкальных произведений
В цивилизованных странах оно собирается даже за копирование книг. Причем международные организации, куда входят общества защиты интеллектуальных прав писателей, собирают денег больше, чем музыкальные объединения.
У нас до сих пор нет обществ, защищающих права художников и писателей. А ведь в мире художники пожизненно и еще 70 лет после смерти получают 5-процентное вознаграждение по праву наследования, когда их картины перепродают.
Когда я рассказывал это казахстанским художникам, у них истерика началась
Честно говоря, сами авторы тоже оказались инфантильными, потому что им мало что известно об авторском и смежном правах. Такой предмет не преподают в творческих вузах. Сейчас засучив рукава надо заниматься пропагандой авторского права. Вот тогда наша культура, которая имеет огромный потенциал, может стать серьезным конвейером по созданию произведений искусства высочайшего уровня.