Российский поставщик продал фермерам Казахстана втридорога скот, не соответствующий условиям договора. Ради сделки фермеры набрали кредитов… и теперь оказались под двойным давлением.
В 2019 году 16 казахстанских фермеров участвовали в реализации госпрограммы кредитования на приобретение племенного скота «Сыбага». От «КазАгро» они получили около 2 млн евро.
Все 16 хозяйств оформили договоры с российским поставщиком — казанским торговым домом «КамАгро». Всего в Казахстан должны были приехать 1 269 породистых коров. Но не приехали.
До границы поставщик отправил только 407 коров. Из ни 112 оказались беспородными и не племенными. У оставшихся трех сотен — поддельные племенные свидетельства. В итоге сельчане остались без скота, без денег, с многомиллионными кредитами и имуществом в залоге.
Почти два года разбирательств привели только к тому, что российские органы возбудили уголовное дело против казанского поставщика. Ему вменяется мошенничество в сфере предпринимательской деятельности.
Но вот отношение Нацбанка к пострадавшим соотечественникам шокировало. Регулятор не стал ждать конца расследования мошенничества.
Всем обманутым фермерам предъявлены протоколы о совершении административного правонарушения по статье 251 КоАП
Несмотря на вмешательство в ситуацию Министерства сельского хозяйства и холдинга «КазАгро», а также открытое обращение к главе Нацбанка представителя Ассоциации «Верховный совет крестьян» Кирилла Павлова, начались судебные процессы.
А кое-кто из сельчан уже успел пройти две судебные инстанции. Например, ТОО «Тайбурыл НК» из Осакаровского района Карагандинской области постановлением регионального суда выплатит 5,5 млн тенге за нарушение валютного договора, допущенное третьим лицом.
При этом против фермеров суды использовали довольно любопытные формулировки.
«Резидент обязан обеспечить выполнение требования репатриации национальной и иностранной валюты в срок репатриации. Сроком репатриации является период времени, рассчитываемый резидентом исходя из условий исполнения обязательств сторонами по валютному договору и в порядке, установленном нормативным правовым актом Национального Банка», — пишет судья Карагандинского облсуда.
Далее суд признает, что казахстанский фермер добросовестно оплатил товар, но не получил его
«Факт заключения договора и направления денег на расчетные счета
иностранного предприятия на сумму 581 530 евро руководителем,
представителем Товариществом не оспариваются. Срок репатриации по договору был установлен 360 дней, то есть на сумму 295 663 евро до 28.02.2019 года, на сумму 285867,77 Евро — до 22.03.2019 года. В срок до указанной даты товар Товариществу поставлен не был, денежные средства на расчетные счета банка возвращены не были», — указано в постановлении.
Однако доводы ТОО «Тайбурыл НК» о том, что никаких административных проступков предприятие не совершило, суд признал несостоятельными. И вот почему:
«Поскольку факт возбуждения уголовного дела в иностранном государстве в отношении иностранного поставщика не имеет для суда рассматривающего настоящее дела, преюдициального значения. Соответственно, не может служить безусловным основанием невиновности ТОО, а также основанием для приостановления дела. В связи с этим ходатайство о приостановлении подлежит отказу», — пишет судья Наурызбай Бесембаев.
И заключает, что ТОО все равно виновно на 5,5 млн тенге. Даже несмотря на то, что признано потерпевшим как по уголовному делу против ООО «КамАгро», так и по гражданскому иску. А все потому что фермер сразу не обжаловал отказ уполномоченного органа в продлении репатриации до трех лет.
Странным в этой ситуации выглядит поведение Нацбанка. Неприятности у сельчан случились не по их вине. Ведь этого поставщика племенного скота им рекомендовал минсельхоз. Расследуется уголовное дело, что является разумным основанием в продлении репатриации. Как-то слишком своеобразно госорганы исполняют тезисы из послания Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана о поддержке аграриев.