Профессор КНУ считает, что высшему образованию в стране не хватает стратегического мышления.
«Вопрос дистанционного образования перед системой высшего образования стоит достаточно давно. Это одна из форм обучения, которая расширяет возможности университетов и их клиентскую базу», — говорит профессор.
По его мнению, авральный переход на дистанционное образование показал, что проблемы есть везде: в начальной, средней и старшей школах.
«Если мы говорим о системе высшего образования, можно сказать, что все крайне сложно. Все вузы работают по разным специальностям. Поэтому для медицинских университетов это одна проблематика, для университетов социально-гуманитарного профиля – другая».
По словам Бурнашева, остро стоит проблема стратегии развития. В стране достаточно университетов, которые рассматривают высшее образование исключительно с точки зрения коммерции. То есть источники финансов рассматриваются как прибыль. Таких вузов, которые вкладывают в развитие материально-технической базы, немного.
Новый 2021-й год будет лишь ненамного хуже 2020 — эксперты
«Такие университеты при переходе на дистанционную форму образования столкнулись с гораздо меньшим количеством проблем. И эти проблемы носили скорее содержательный характер, чем технический».
Также, по мнению профессора, в министерстве образования не понимают, что очное и дистанционное образование — это две абсолютно разные формы обучения.
«У меня, как у преподавателя, возникло именно такое ощущение — контроль ради контроля. В обычном режиме преподавателей никто не контролировал, в онлайн режиме установили очень жесткий контроль.
Преподавателей заставляют отмечать присутствие студентов на занятиях, требуется экстренное вывешивание тех или иных материалов. С моей точки зрения, очень важным моментом здесь является то, что есть непонимание разных форм образования. Мы сейчас говорим, что это дистанционное, но на самом деле это не дистанционное образование. Дистанционное образование – это специальная форма, которая требует специальной подготовки».
«Мы снова сталкиваемся с ситуацией, что дисциплина, готовность самого преподавателя постоянно находится в контакте со студентами, меняется в зависимости от того, где он находится».
Казахский язык требует кардинальных изменений — казСМИ
Впрочем, отмечает Бурнашев, это не только проблема преподавателей, а скорее проблема психологической среды, куда добавился такой фактор, как размывание приватного пространства.
Раньше я как профессор был вовлечен в процесс образования только тогда, когда нахожусь в университете. Сейчас я доступен для администрации университета практически в любой момент. Приватность моего поля размывается, и в то же время размывается поле моего официального пространства. Не всегда человек, находясь дома, готов психологически понимать, что он находится на работе. Та же самая ситуация со студентами.
Также Бурнашев акцентировал внимание на отсутствии каких-либо педагогических и методических разработках, предназначенных именно для дистанционного образования.
Размышления профессора КНУ о дистанционном образовании смотрите здесь.