23 ноября первый вице-премьер Казахстана Алихан Смаилов поручил государственным органам разработать дорожную карту противодействия серым поставкам из-за границы.
В качестве примера он привел ввоз дешевой одежды и других товаров из Узбекистана.
По мнению Смаилова,
контрабанда ведет к снижению продаж отечественных производителей,
сворачиванию производства, сокращению рабочих мест и уменьшению поступлений в бюджет.
Первый вице-премьер, видимо, имеет в виду малый и средний бизнес, который надеется проскочить границу или «решить вопрос на месте». То есть речь о так называемых «несунах», которые за небольшое вознаграждение проносят товар.
Так, исполнительный директор Ассоциации прямых продаж Казахстана Анастасия Калашникова довольно образно описала борьбу с «несунами».
«Человек рассыпает песчинки и просит другого посчитать каждую. По идее, это невозможно исполнить. Так и
имеющиеся методы контроля на границе не способны решить проблему
– убеждена она.
Эксперт, надо признать, права.
Усиление уже имеющихся методов контроля скажется лишь на стоимости прохождения товара через границу
Легальный товар окажется дороже, а нелегальный оборот будет еще выгоднее. Чем больше разница цен, тем сильнее желание заработать у нелегалов.
По гамбургскому счету, громкое
заявление Смаилова можно расценить как один из этапов перехода Казахстана к массовой маркировке товаров
На самом верху процесс несколько раз откладывался. Теперь согласно правительственному постановлению, с 1 октября 2020 года маркировке подлежат сигареты с фильтром, а с 1 апреля 2021 года – иные виды табачных изделий.
Например, представители легкой промышленности ничего не имеют против маркировки, продолжает Анастасия.
«Думаю, таким образом они хотят усложнить заход в Казахстан для своих конкурентов. Но ведь даже в условиях тотальной маркировки в стране узбекская продукция не станет менее конкурентной из-за низкой себестоимости», – полагает эксперт.
А сама
борьба с нелегальным импортом с большей степенью вероятности превратится в «охоту на ведьм»
С этим согласен экономист, финансовый директор ТОО «Эковатт» Саян Комбаров.
«Думаю, они (госорганы) увеличат количество проверок, станут искать таможенные лазейки, накладывать таможенные пошлины и штрафы в случае их выявления», – замечает эксперт.
По сути,
предложение Смаилова может привести к большей коррупции и более значительным объемам наличного кэша
Исполнительный директор Ассоциации прямых продаж предлагает всесторонне изучить проблему появления теневого оборота. И решать их системно, эффективно и менее затратно для бюджета.
«Самый оптимальный вариант – проанализировать, на чем люди или компании хотят делать бизнес. Почему одни товары они покупают, а потом перепродают с выгодой в Казахстане. Почему не приобретают другие товары», – рекомендует Калашникова.
Представитель ассоциации делает акцент на легпроме.
«В Узбекистане создали неплохие условия для производителей. Они получают сырье без обложения пошлинами и налогами. И выпускают продукцию, более доступную по соотношению «цена-качество», которая вытесняет из розничной торговли аналогичный казахстанский товар. Даже при условии оплаты всех пошлин и сборов», – подчеркивает Калашникова.
Она предлагает:
правительству надо подумать о причинах и не бороться с последствиями
«Проанализируйте, какие условия для производителей легкой промышленности созданы в Узбекистане, Кыргызстане и Китае. Найдите точки, способствующие удорожанию продукции казахстанских производителей. И на первом этапе создайте такие же условия», – призывает эксперт.
Комбаров рекомендует подумать над другими слабыми местами, тормозящими бизнес.
«Лучшим средством снижения нелегального импорта в обход таможни будет снижение таможенных ставок и упрощение процедур таможенного администрирования и уплаты пошлин», – заключает эксперт.