«Зеленая» экономика в республике развивается слишком медленно, считают участники заседания экспертного клуба «Мир Евразии». Причиной тому сразу несколько факторов.
Сейчас доля возобновляемых источников энергии в производстве электроэнергии у нас немногим более 1%. А планировалось не менее 3%.
Окончание. Читайте также первую часть.
Также Каукенов рассказал об экологическом опыте Китая. Там сегодня относятся к охране окружающей среды как к одной из фундаментальных государственных политических установок. Задача для Китая до 2030 года — сделать экономику «зеленой» в основных регионах.
В 2016 году Китай объявил о плане по созданию системы «зеленых» финансов. С такой инициативой он выступил первым в мире. В Китайской ассоциации индустрии охраны окружающей среды считают, что
усиленная охрана окружающей среды дала импульс смежным отраслям
Ожидается, что общие доходы этой отрасли Китая составят в 2020 году порядка 300 млрд долларов США.
— Еще в 1994 году китайское правительство обнародовало белую книгу «Народонаселение, окружающая среда и развитие Китая в XXI веке». В ней изложены генеральная стратегия, политические установки и программа действий, нацеленные на продолжительное развитие Китая. При четвертом поколении лидеров КНР во главе с Ху Цзиньтао, которое пришло к власти в начале 2000-х годов,
экология вошла в пятерку наиболее существенных государственных задач для Китая
Тогда же ныне действующий председатель КНР Си Цзиньпин, еще как и. о. губернатора богатой провинции Чжэцзян, сказал, что «Зеленые горы и изумрудные воды — бесценное сокровище», — сказал Каукенов.
Также в Китае стимулируют быть более экологичными и самих граждан. Например, электроскутеры практически полностью вытеснили бензиновые мотоциклы и мопеды, особенно в крупных городах. Везде установлены солнечные панели и ветрогенераторы.
— Прежде всего это осуществляется за счет вливаний государства, которое всячески стимулирует «зеленую» энергию. Приведу один пример. В пекинском университете если профессор приезжает на работу на автомобиле, должен заплатить вузу за въезд на его территорию. И сумма отнюдь не маленькая. Если профессор приезжает на работу и декларирует, что отказался от транспорта на двигателе внутреннего сгорания, ему выдаются денежные дотации на транспорт, квота на приглашение иностранного гостя и трансфер из аэропорта. Также он ничего не платит, если имеет электромобиль, — сказал Каукенов.
За примирение США и Китая придется заплатить Евросоюзу
Мадина Нургалиева, советник директора КИСИ, считает, что экологическая повестка в ЕАЭС постепенно развивается.
Однако эти тренды сопряжены с уровнем и качеством жизни населения
— Как показывает ряд социологических исследований во всех странах-участницах ЕАЭС, для рядового человека в перечне проблем
экологическая повестка пока еще уступает по своей значимости социально-экономическим аспектам
Иначе говоря, вопросы, связанные с уровнем дохода и наличием работы, остаются первостепенными. Вместе с тем уже сейчас растут запросы экологического характера – качество воды, воздуха, экологичность различных товаров, — сказала Нургалиева.
Леся Каратаева, главный научный сотрудник КИСИ, упомянула публикацию Международной группой экспертов Специального доклада о глобальном потеплении на 1,5˚C.
— Авторы доклада обращают внимание на то, что времени на «раскачку» уже не осталось. Экологической катастрофы удастся избежать только в том случае, если к 2030 году уровень выбросов в атмосферу двуокиси углерода (CO2) сократится на 45% по сравнению с показателем 2010 года, а к 2050 году и вовсе будет сведен к нулю. Таким образом,
никаких других приемлемых альтернатив, чем переход к «зеленой» экономике, у нас нет,
— заявила она.
Сейчас перед нами стоит ряд задач. В выступлении Каратаева отметила три.
Первая — ревизия концептуального видения вопроса и адаптация нормативно-правовой базы к современным требованиям и возможностям.
— В этом году «Концепции о переходе РК к зеленой экономике» исполнилось 7 лет. За этот период произошли серьезные изменения — ООН были приняты Цели устойчивого развития, начался переход к новому технологическому укладу, появилось понятие Индустрии 4.0 и т. д., — сказала она.
Вторая — пересмотр принципов хозяйственной деятельности.
— Сама идея перехода к «зеленой» экономике ни у кого сопротивления не вызывает. Однако вопросы возникают на уровне практик. Многие предприятия не готовы к изменению технологического процесса. С другой стороны, сам по себе факт замены действующих технологий на более экологически чистые к ожидаемым изменениям не приведет. Для этого следует изменить принципы хозяйственной деятельности, — подчеркнула Каратаева.
Например, раньше при разработке программ не учитывалась экологическая составляющая. И воздействие можно было оценить только уже «по факту», то есть когда все сделали. Сейчас требуется превентивный характер.
Третья — формирование действительно экологического мышления у населения.
— Приведу в пример жителей Германии, которые при выборе места работы или жительства учитывают расстояние между этими двумя точками. Чтобы можно было добираться на велосипеде или самокате. Казахстанцы же в случае необходимости выбора между «экономически выгодно» и «экологически выгодно» чаще выбирают первое, — сказала эксперт.
В качестве примера она рассказала, что
в Алматы во время введенных карантинных ограничений в 60 (!) раз сократилась концентрация фенола,
а также других вредных примесей, хоть и не в таких пропорциях.
— Однако снятие ограничений показало, что даже наглядные результаты не мотивируют наше население к отказу от личного автотранспорта, — посетовала Каратаева.