Казахстанские эксперты считают, что выборы в мажилис в январе 2021 года — еще один шаг к формированию нового политического расклада в стране.
Накануне парламентских выборов эксперты обсудили общественно-политические процессы в Казахстане на площадке института мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Нурсултана Назарбаева.
Напомним, выборы в мажилис состоятся в 10 января 2021 года. Это первые выборы в законодательные органы страны с момента транзита власти в марте 2019 года.
Директор ИМЭП Ержан Салтыбаев говорит, что они должны окончательно оформить новый политический расклад.
В частности, ученый говорит, что
введен институт парламентской оппозиции. Кроме того, предусмотрена 30-процентная квота в партийных списках для женщин и молодежи. Впервые выборы в маслихаты будут проходить по партийным спискам
По его словам, эта мера направлена на оживление процесса на местах и синхронизацию электоральных процессов между центром и регионами.
— Более значимы внутренний и внешний контекст, в котором пройдут нынешние выборы. В первую очередь необходимо учитывать сложные социально-экономическое положение в стране вследствие пандемии и ограничения функционирования бизнеса.
Спикер говорит, что пандемия привела к падению доходов части населения.
По предварительным данным Всемирного Банка,
уровень бедности в 2020 году может увеличиться на 12,7%
То есть дополнительно за чертой бедности окажутся 800 тысяч человек.
Также Ержан Салтыбаев отметил геополитический дестабилизирующий фактор на постсоветском пространстве, который в преддверии выборов формирует негативный информационный фон. Речь о событиях в Беларуси и Кыргызстане.
Политолог Юрий Булуктаев считает, что в Казахстане началась большая политическая игра. О своем участии в выборах в мажилис объявили шесть партий. Они уже включились в процесс и начнут проводить агитационную работу среди своих избирателей.
По мнению политолога, у трех из шести партий-участниц есть свой бэкграунд, своя избирательная база и свой электорат. А потому, считает он, КНПК, Nur Otan и «Ак жол» пройдут в мажилис за счет достижений на прошлых выборах.
— Если партия «Ауыл» вдруг станет парламентской, это станет чрезвычайным обстоятельством.
Важность этих выборов в том, что они должны легитимизировать органы законодательной власти. А
будет потому очень важна явка избирателей, а также наблюдение и контроль за выборами
Руководитель Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев отметил, что партия Nur Otan уже сформировала корпус кандидатов в депутаты мажилиса.
— Партия четко знает, что у нее есть нужное количество людей, в том числе с учетом 30%-й квоты для молодежи и женщин. Еще один важный момент, что во время проведения праймериз Nur Otan разработала и опубликовала на своем сайте более 200 предвыборных программ разного уровня. Они рассчитаны на участие в выборах. Здесь четко прослеживаются приоритеты и намерения партии практически по каждому региону, по городам республиканского и областного значения.
По мнению политолога, Nur Otan — это партия, которая работает системно и имеет свои структурные подразделения, первичные организации во всех регионах. Она располагает большим количеством членов и активов, имеет свой медиа-холдинг.
— Nur Otan — партия, которая, как пионер, всегда готова
Что касается других партий, это зависит то того, как они себя проявили раньше. Сегодня все заявили, что приветствуют решение главы государства о проведении выборов, и заявляют о своей готовности. Но так ли это на самом деле?
— Мы видим работу фракций партии «Ак жол», а также интервью ее лидера Азата Перуашева. А на региональном уровне работу этой партии как-то особо не видно. Каким образом они собираются проявить себя в регионах во время выборов в маслихаты? Сказать трудно.
Кроме того, партия «Ак жол» поднимает вопросы, которые главным образом касаются представителей экономически активной части населения. В основном это малый, средний и в какой-то степени крупный бизнес. Поэтому все, что партия говорит, используя специфические для бизнеса термины, не вполне понятно для большей части населения.
Политолог уверен, что «Ак жолу» рассчитывать на бизнес нерационально, потому что на поддержку определенной части бизнеса рассчитывает и Nur Otan. На недавнем праймериз этой партии победителями стали представители разных секторов бизнеса и экономики. Кроме того, как считает Андрей Чеботарев, сельский бизнес, скорее всего, будет голосовать за партию «Ауыл».
— У партии «Ак жол» есть своя газета «Qazaq Uni», где главным редактором является Казыбек Иса, он же заместитель руководителя партии. Издание поднимает темы национально-патриотического характера, которые далеки от основной повестки самой партии. Экономические темы она не затрагивает.
Партия «Ак жол» пыталась раскрутить себя в качестве преемника «Алаш», выступая за декоммунизацию, десоветизацию
и признание голодомора 1930-х годов. Но как-то неубедительно и неактивно.
При этом она придерживается экономической повестки дня.
Народные коммунисты, на взгляд Андрея Чеботарева, успевают во всем.
— У них хорошо работает и фракция, и региональные структуры. Есть медиа-проект «Резонанс ТВ», который раскрутился за последний год. Но некоторый скепсис вызывает сама коммунистическая идеология.
Политолог считает, что статьи и тезисы у КНПК хоть и оформлены в идеологическую оболочку, но при этом народные коммунисты поднимают актуальные вопросы социального характера. Которые понятны и волнуют широкий электорат. И это, считает эксперт, их выгодно выделяет.
— Партия «Ауыл» четно ориентирована на аграрный сектор экономики. Но мы не видим ее ни в регионах, ни на законодательном уровне. Хотя лидер этой партии Али Бектаев является сенатором, в этом году он снова был переизбран.
При этом политолог отметил подписание партией Меморандума с Ассоциацией фермеров как положительный факт. Он уверен, что таким образом»Ауыл» надеется на поддержу бизнеса, который связан с сельским хозяйством.
— Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП) — единственная оппозиционная партия. Непонятно, какими она располагает ресурсами, кроме своего веб-сайта. Какой-то работы особо не видно. На публике появляются только их председатель Асхат Рахимжанова и его заместитель Айдар Алибаев, который является медийной персоной.
За ОСДП тянется шлейф внутрипартийных скандалов. В прошлом году был смещен с должности прежний председатель партии Ермурат Бапи. Но равноценная фигура его кресло не заняла, представить партии практически нечего. Единственное, что можно отметить — ОСДП использует оппозиционную риторику.
Эксперт считает, что все это мешает партии консолидировать вокруг себя потенциальных оппозиционеров. И напоминает, что среди ее потенциальных партнеров могли бы быть движения «Оян Казахстан», «Республика», ХАК. Поэтому партия ОСДП не может представлять интересы протестного электората.
Партию «Бiрлiк» Андрей Чеботарев иронично называет партией-невидимкой, потому что она появляется только во время избирательных кампаний.
— В 2016 году «Бiрлiк» даже представила свою программу, но какой ориентации она все-таки придерживается, все-таки осталось непонятно. Программа состояла из набора либеральных, социал-демократических, национально-патриотических лозунгов и тезисов.
Руководитель партии Серик Султангали говорит о каких-то благотворительных проектах и какой-то массовой поддержке. «Бiрлiк» предложил объединиться партии «Ауыл». И это говорит о том, что в партии не надеются на поддержку. В этой избирательной кампании ей будет уготована роль статиста, чтобы соблюсти законодательство, когда за двукратное неучастие в выборах политическую партию попросту закрывают.
Политолог считает, что
с общенациональным списком, рассчитанным на мажилис, справятсявсе шесть партий. Но вот кого они будут выдвигать в маслихаты всех уровней, сказать трудно
Ведь это не только кадровый, но и финансовый вопрос. И как уверен Андрей Чеботарев, не всем это будет по силам.
— За каждого кандидата партия должна выплатить взнос. А кроме того, сформировать избирательный фонд.
Президент Центра социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова говорит: соцопросы показали, что казахстанцы не знают, за какую партию отдать свой голос.
— Если мы посмотрим выборы 2012 года, явка, которую мы прогнозировали, составила 72,1%. И она совпадает с официальной — 75,4%.
По мнению эксперта, явка на выборы 2016 года официально составляла 77%. Но она уверена, что реальные цифры намного ниже, примерно 56%.
Социолог считает, что электорату неинтересны «мажилисовские» выборы». И это связано с тем, что политические институты не разъясняют гражданам принципы работы парламента.
Люди не понимают, как работает система и для чего это нужно