Какова вероятность, что главный идеолог накопительной пенсионной системы Казахстана вышел из тени для спасения денег ЕНПФ?
Уход в октябре 2013 года Григория Марченко в отставку стал одним из главных политических событий. Тем более, что в конце января того же 2013 года он уверенно отрицал намерения покинуть пост главы Нацбанка. На самом деле события того года, когда летом министр труда и соцзащиты населения Серик Абденов и председатель Нацбанка Григорий Марченко получили внушительную пользу критики от первого президента, предполагали, что у финрегулятора может появиться новый руководитель. Так оно и вышло. Хотя общественности отставку Марченко объяснили «семейными обстоятельствами».
Целых семь лет финансист провел в свободном плавании независимым консультантом. 13 октября глава Евразийского банка развития представил коллективу своего нового советника — Григория Марченко.
Примечательно, что второе пришествие главного пенсионного реформатора Казахстана на публичное поле аккурат совпало с удавшейся лоббистам попыткой залезть в пенсионные деньги.
Экономист Айдархан Кусаинов считает это совпадением. Однако признает, что Казахстану сейчас внушительный опыт Марченко очень бы пригодился для восстановления экономики.
— Чтобы не было кривотолков, Евразийский банк развития не имеет никакого отношения ни к правительству Казахстана, ни к внутренней политике нашей страны, — говорит эксперт. — Тем более ЕАБР не имеет отношения к пенсионным деньгам. Какова вероятность, что он снова придет в экономику Казахстана, я не знаю. Если бы президент хотел видеть Григория Александровича рядом, уже бы пригласил его.
— Опыт Марченко в нынешней ситуации в экономике пригодился бы Казахстану?
— Совершенно точно — да. Но Марченко недавно в своем интервью честно признался, что его идеи в стране не востребованы. В этом, я считаю, большая проблема экономической политики страны.
Достаточно посмотреть, кто сейчас является главными экономическими идеологами по опыту работы, квалификации, потенциалу,
и как они продвигают свои идеи. Разница между пониманием ситуации Григорием Александровичем и ими колоссальная.
— После того, как появилась идея досрочно снимать пенсионные деньги, начались стоны об обложении их подоходным налогом. Минтруда встало на защиту страждущих. Теперь депутаты предлагают защитить эти деньги от любых взысканий. И это учитывая, что в Казахстане около 4 млрд тенге долгов алиментщиков. Как считаете, это справедливо?
— Нет, конечно. После того, как было принято решение государства предоставить возможность частичного изъятия пенсионных накоплений, любые остальные обсуждения вокруг этого вопроса — хайпожорская утилизация темы.
Хотя сам по себе вопрос досрочного изъятия с самого начала был кривой идеей. По своей сути, президенту ее как навязали кривой, такой она и остается
Пенсионные деньги никогда не должны были сниматься досрочно. И теперь правительство пытается реализовать эту кривую идею по принципу «запихать круглое в квадратное». Конечно, потом многие расстроятся, что реализация не удалась. Но сразу было понятно, что проблемы будут. И правительство в данном случае из кривого посыла вырулило что могло, обтесав идею до каких-то понятных требований.
— Чего добивались инициаторы досрочного изъятия?
— Да они сами не понимают ни систему налогообложения, ни пенсионного обеспечения. И тут мы возвращаемся к первому вопросу о возвращении Григория Александровича. Очень жаль, что его идеи и видение не находят отклика в современной системе финансово-экономической политики. Потому что она, к сожалению, принимает совершенно нерелевантные идеи.
Тон задают люди, которые не разбираются ни в экономике, ни в финансах, ни в принципах выстроенной в Казахстане финансовой системы
Это не похоронит пенсионную систему, нет. Но немного покорежит. Я весьма оптимистично настроен, что рано или поздно утопичность идеи возьмет верх.