Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
524
-1.41
EUR
551
-1.85
RUB
4.93
0.00

В полиэтническом обществе дискриминации нет места

1053

Группа ученых Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки МОН РК под руководством профессора Рустема Кадыржанова последние два года изучала тему национальной интеграции.

Профессор Рустем Кадыржанов

На днях в печать вышла монография «Культурная интеграция этносов в Казахстане». Книга состоит из трех больших разделов. В первом подробно рассматриваются формы и модели культурной интеграции этносов в Казахстане. Во втором — этнические восприятия, исторические корни и социальные факторы казахизации и русификации в Казахстане. Третий раздел посвящен исследованиям культурной интеграции этносов в Казахстане и постсоветских странах.

Единая нация

Во введении к монографии говорится, что сегодня политическое руководство страны ставит перед Казахстаном более сложную задачу построения единой нации на основе казахстанской идентичности.

Национальная интеграция предполагает включение в казахстанскую нацию всех граждан страны, которые должны быть консолидированы казахским языком и казахской культурой.

Государство в последние годы разработало стратегические документы, которые ставят перед Казахстаном задачу вхождения в число 30-ти наиболее развитых государств мира на основе построения «нации единого будущего».

Высокий уровень межэтнической стабильности, активная деятельность государства в национальной сфере, несомненно, создают благоприятные предпосылки для национальной интеграции

Вместе с тем имеются неблагоприятные факторы, усложняющие задачу формирования единой надэтнической нации в Казахстане.

Монография «Культурная интеграция этносов в Казахстане»

Массовый выезд из Казахстана в 1990-е годы

В начале своей независимости Казахстан массово покидали представители разных этносов.

В 1990-е годы из страны выехало более 1,5 млн граждан русской национальности. В результате их численность снизилась с 6 млн в 1989 году до 4,5 млн в 1999 году.

За годы независимости в стране численность немцев сократилась на 80%. С одного миллиона человек в 1989 году до 200 тыс. в настоящее время.

Число украинцев — с одного миллиона до менее 400 тыс. в настоящее время.

Почти в два раза стало меньше в Казахстане белорусов — с 200 тыс. в 1989 году до 100 тыс. в настоящее время.

Также в разы сократилась численность поляков, греков и евреев.

Массовый выезд из Казахстана некоренных этносов европейского происхождения в 1990-е получил заметное освещение в мировой литературе. Специалисты указали на политические, экономические, идентификационные и иные причины этого явления.

Оригинальное объяснение массового выезда русскоязычного населения в этот период дал известный американский политолог Дэвид Лэйтин на основе социологической концепции Tipping Model.

Эта концепция, основанная на теории игр, описывает массовые коллективные действия социальной группы людей, связанных общей идентичностью. Это неорганизованное массовое действие, разворачивающееся спонтанно. Когда

члены социальной группы видят действие других представителей своей группы и включаются в него, видя в нем какой-то смысл и, стремясь не отстать, чтобы, как им представляется, не остаться проигравшими

В результате возникает нарастающее каскадное включение в групповое действие, чем-то напоминающее финансовую пирамиду.

Другие западные исследователи — Марлен Ларюэль и Себастьян Пейруз – отмечали, что среди определенной части русских в Восточном Казахстане имеются сепаратистские требования, а среди казачества в Западном Казахстане в 1990-е годы раздавались требования территориальной автономии. Однако они не имели сколько-нибудь массового характера и не оказали практически никакого негативного влияния на политическую и национальную ситуацию в Казахстане.

Назарбаев о роли русскоязычного населения

Центробежные тенденции среди русскоязычного населения получили свое наиболее заметное выражение в форме выезда из Казахстана. Массовый выезд русскоязычного населения в первой половине 1990-х не был спровоцирован антирусской политикой государства. Тем не менее эта центробежная тенденция части русскоязычного населения может быть интерпретирована как ее пассивный протест против создания национального государства в Казахстане.

В этой ситуации государство предприняло шаги по ослаблению центробежных и укреплению центростремительных тенденций этнических групп Казахстана. Среди этих шагов большое значение имело выступление президента Нурсултана Назарбаева на заседании Верховного Совета 9 июля 1994 году. Оно произошло в самый разгар эмиграции среди русскоязычного населения, одним из негативных последствий которого стал рост межэтнический напряженности в казахстанском обществе.

В своей речи президент указал на большой вклад русскоязычного населения в развитие Казахстана, осудил некоторые действия казахских националистов и пригрозил усилить наказание тем, кто вносит разлад в межнациональное единство и согласие

По мнению экспертов, это выступление Назарбаева оказало позитивное воздействие на национальную ситуацию и способствовало снижению межэтнической напряженности в Казахстане.

Позитивный эффект речи главы государства на заседании Верховного Совета, направленный на ослабление центробежных и укрепление центростремительных тенденций этнических групп может быть объяснен центральной ролью Нурсултана Назарбаева в политической системе Казахстана, его восприятии полиэтническим населением как гаранта межнационального единства и согласия.

Широкие массы казахстанского общества воспринимали это и последующие выступления Н. Назарбаева как продолжение привычной им с советского времени политики интернационализма.

Баланс идентичностей в Казахстане

Авторы монографии считают, что Казахстан относится к числу тех постсоветских государств, которым в достаточной мере успешно удается разрешать противоречие этнической и гражданской идентичностей.

В основе этого успеха лежит то, что государству в своей национальной политике удается сохранить и поддерживать баланс между этнической (титульной) и гражданской идентичностями.

С одной стороны, государство способствует развитию казахского языка и культуры с тем, чтобы они стали достоянием не только казахов, но и всего полиэтнического населения Казахстана, и тем самым развивали бы его титульную идентичность.

С другой стороны, государство настаивает на равенстве всех граждан Казахстана независимо от их этнической, культурной, языковой и иной принадлежности.

Эта политика направлена на поддержание и укрепление гражданской идентичности, которая рассматривается как фактор ослабления центробежных и укрепления центростремительных тенденций полиэтнического населения.

Политика национальной интеграции, баланса титульной и гражданской идентичностями находит свое воплощение в казахстанской модели межэтнического мира и согласия

Эта модель получила признание не только в Казахстане, но и за его пределами, в ряде международных организаций, среди которых следует особо упомянуть ОБСЕ.

Одним из главных механизмов реализации казахстанской модели межэтнического согласия и единства является Ассамблея народа Казахстана, которая объединяет и координирует работу многочисленных этнокультурных центров республики по воспитанию казахстанского патриотизма и толерантности.

Помимо этого важнейшими элементами политики национальной интеграции являются:

— деполитизация этносферы, что проявляется в конституционном запрете создания политических партий на этнической основе;

— маргинализация националистических сил в социально-политическом поле Казахстана, поскольку рост их активности и влияния способен нарушить согласие и стабильность в межэтнических отношениях;

— канализация всех этнических вопросов и межэтнических отношений в культурную сферу, чему способствует деятельность АНК и входящих в ее состав этнокультурных центров.

Интернационализм с казахским лицом

Национальная интеграция, в частности, политическая интеграция, осуществляется в Казахстане посредством баланса между этнической и гражданской идентичностями.

Эту политику канадский ученый Эдвард Шатц определил как «интернационализм с казахским лицом», в отличие от интернационализма советского периода, который имел русское лицо.

Подобная интеграция позволяет государству балансировать между интересами казахов как титульного этноса и интересами нетитульных этносов в языковой, культурной и других социальных сферах. Тем самым укрепляются центростремительные тенденции этнических групп.

В языковой сфере главным приоритетом государства является казахский язык. Вместе с тем государство считает необходимым для себя поддержку русского языка и языков других крупных этносов Казахстана – узбекского, уйгурского и пр.

Государственная поддержка русского языка создает языковой комфорт не только русским, но и другим этносам страны, включая и казахов, имея в виду высокий уровень русификации населения Казахстана.

Государство оказывает поддержку этнокультурным запросам национальностей в системе образования, создавая школы с национальным языком преподавания, в сфере культуры и искусства, информационной сфере и т. д.

Как отмечают Ларюэль и Пейруз, по сравнению с соседними странами политика Казахстана по отношению к национальным меньшинствам носит достаточно либеральный характер, так как здесь они пользуются значительными правами (культурные объединения, система образования, учитывающая национальные особенности; газеты и журналы на национальных языках).

Социальная интеграция в Казахстане

Если обратиться к концепции национальной интеграции американского ученого Дж. Ротшильда, можно отметить, что помимо политической интеграции в Казахстане также осуществляется интеграция жизненных возможностей как способ формирования единой нации из полиэтнического населения страны.

Этот вид национальной интеграции можно определить и как социальную интеграцию, поскольку она направлена на выравнивание социального развития всех этнических групп полиэтнического общества.

Если в полиэтническом обществе основные этносы (совокупная численность которых близка к общему населению страны) имеют близкие показатели социального развития и при этом не испытывают дискриминации по языковому, культурному и иным социальным признакам, в таком обществе появляется больше шансов поддерживать центростремительные тенденции поведения этносов.

Наоборот, если между основными этносами полиэтнического общества наблюдается значительное различие в социальном развитии, реализации жизненных возможностей, группы с более низкими показателями будут ощущать себя обделенными, в них будут нарастать центробежные тенденции.

Разумеется,

для успеха социальной интеграции в обществе необходим экономический рост, обеспечивающий достаточный уровень материального благосостояния при более или менее равном распределении произведенного продукта

Равенство при низком экономическом уровне страны порождает так называемое равенство в нищете, что отрицательно сказывается и на межэтнических отношениях.

Тяжелое экономическое положение Казахстана в 1990-е годы провоцировало межэтническую напряженность и высокий уровень центробежных тенденций среди некоренных этносов, о чем было сказано выше.

Экономический рост в Казахстане начался в 2000-е годы. К этому времени на основе реформ 1990-х были созданы предпосылки для успешного функционирования рыночной экономики.

Подъему экономики Казахстана благоприятствовала внешнеэкономическая конъюнктура, связанная с ростом цен на главный экспортный продукт Казахстан – нефть. Это привело к значительному росту валютных поступлений в страну, многократному увеличению важнейших экономических показателей – валовому внутреннему продукту и ВВП на душу населения.

Нынешний уровень важнейших экономических показателей позволяет отнести Казахстан к числу экономически среднеразвитых стран в мировом масштабе. На постсоветском пространстве Казахстан наряду с Россией является экономическим лидером, не говоря уже об уверенном лидерстве Казахстана в Центральной Азии.

Благодаря экономическому росту в стране были проложены тысячи километров автомобильных и железных дорог, построены сотни больниц и медицинских учреждений, школ и детсадов, объектов культуры и спорта. Все они работают на благо всех граждан страны независимо от их этнической принадлежности.

Политическая интеграция

Решающее значение в национальной интеграции Казахстана имеет политическая интеграция, поскольку государственные институты играют решающую роль в формировании идентичности этнических групп с государством, его легитимности.

Активная социальная политика государства способствует дальнейшему повышению его легитимности среди этносов и их интеграции в единое политическое сообщество

На этом уровне достигается более глубокая политическая интеграция в виде активной поддержки государственных институтов и повышения их легитимности. При этом группы сохраняют свои этнические и культурные идентичности.

Отмечая позитивную роль социальной интеграции в углублении национальной интеграции Казахстана, мы хотели бы вместе с тем указать, что не следует ее преувеличивать и тем более абсолютизировать. Успешная социальная интеграция основывается на устойчивом экономическом росте.

Однако экономика Казахстана сегодня сильно привязана к мировым ценам на его главный экспортный продукт – нефть.

При высоком уровне цен на нефть социальные возможности экономики Казахстана возрастают, как это было в 2000-е годы. Однако при падении нефтяных цен, что наблюдается с 2014 года, социальные возможности казахстанской экономики снижаются, приводя к сокращению интеграционного потенциала национальной политики.

Культурная интеграция этносов Казахстана

Национальная интеграция полиэтнического населения как гражданской нации основана на политической и социальной интеграции.

В этих видах национальной интеграции большую роль играет дискурс и риторика интернационализма, что способствует позитивному восприятию политики по формированию единой нации. С точки зрения этнической интеграции не менее важно, что казахстанская модель межнационального согласия и единства (то есть баланс этнической и гражданской нации) способствует укреплению центростремительных тенденций среди этнических групп.

Вместе с тем национальную интеграцию в постсоветских государствах нельзя полностью понять, акцентируя внимание только на политической и социальной интеграции, то есть на ее гражданских аспектах.

В национальной интеграции как балансе этнической и гражданской наций не меньшее значение имеет этнокультурный аспект, предполагающий использование языка и культуры титульного этноса как главного средства коммуникации полиэтнического общества.

Важно при этом то, что другие нетитульные этносы постсоветского государства должны признать это использование языка и культуры титульного этноса как норму и в той или иной форме следовать ей.

Национальная интеграция в большинстве постсоветских государств осуществлялась на этнокультурной основе доминирования языка и культуры титульного этноса.

Если говорить о языке титульного этноса, он стремится к такому распространению в полиэтническом обществе, чтобы нетитульные этносы добровольно или вынужденно осваивали его, иначе им невозможно жить в этом обществе. Как правило, языковое и культурное доминирование титульного этноса подкрепляется его демографическим доминированием. За этими формами доминирования титульного этноса следует его доминирование и в политической, административной, информационной, образовательной и других сферах.

Такое доминирование титульного этноса в большинстве постсоветских обществ воспринимается как титульным, так и нетитульными этносами как естественная ситуация, соответствующая национальному государству. Это государство воспринимается всеми как государство титульного этноса. Сам же этот этнос воспринимается и (само) определяется элитами титульного этноса также и как государствообразующая нация.

Для определения такого рода национальной ситуации и национальных государств американский социолог Роджерс Брубейкер вводит в научный оборот понятия  национализирующегося (nationalizing) национализма и национализирующегося государства.

Все двадцать с лишним новых независимых государств посткоммунистического мира могут быть определены в этом смысле как национализирующиеся. При этом обращается внимание на большое разнообразие в интенсивности и формах реализации национализирующих политик и практик в этих государствах.

Как и другие постсоветские государства, Казахстан представляет собой национализирующееся государство. Ведущие элиты страны с первых дней независимости воспринимали его как государство казахов.

Так, в преамбуле первой конституции Республики Казахстан, принятой в январе 1993 года, спустя год и один месяц после провозглашения государственной независимости, Казахстан был провозглашен как «государство самоопределившейся казахской нации». При этом сама казахская нация понималась в этнических терминах. Так понималась нация в советской идеологии, и так же она во многом еще понимается элитами и массами в современном Казахстане.

Поддержка казахского языка

Государственная политика поддержки казахского языка принесла свои плоды, способствуя увеличению числа носителей языка и распространению его использования в ряде социальных сфер.

Среди этих сфер в первую очередь следует указать систему образования, где из общего числа школ (7 222) в 2015 году школы с казахским языком обучения составили 3 794, с русским языком обучения — 1 291, со смешанным казахско-русским языками обучения — 2 100, с другими языками обучения — 37.

В информационной сфере значительно возросло число казахских газет, журналов, телевизионных и радиоканалов с казахским языком вещания, в интернете растет число сайтов на казахском языке. Можно, конечно, отметить и другие достижения казахского языка в публичной сфере.

Однако эти достижения казахского языка нельзя переоценивать, они имеют относительный характер, поскольку касаются в основном только казахов и в минимальной степени другие этносы Казахстана

В казахских школах и отделениях вузов обучаются почти исключительно казахи. Газеты и журналы на казахском языке читают главным образом казахи, и они же смотрят и слушают казахские теле- и радиоканалы. Если мы сегодня говорим о росте числа носителей казахского языка, это связано с тем, что возросло число говорящих на нем прежде всего среди самих казахов и в гораздо меньшей степени среди других этносов Казахстана.

За годы независимости можно наблюдать поступательное увеличение доли казахов в общем населении Казахстана и сокращение доли других этносов, что приводит к росту абсолютной и относительной численности носителей государственного языка в стране.

В рамках политики распространения казахского языка как государственного среди других этносов в среднем образовании казахский язык с самых первых дней независимости вошел в программу обучения как обязательный предмет для всех школ страны независимо от языка преподавания. Его обучение ведется с первого класса и до самого окончания школы, что предполагает хорошее знание казахского языка всеми выпускниками.

Однако на практике выпускники школ некоренной национальности, за исключением в определенной мере выпускников тюркоязычных этносов, не знают казахского языка, кроме очень ограниченного числа слов и выражений.

Ограничение казахского языка пределами казахского этноса и его незнание другими этносами уходит корнями в советский период.

Культурная интеграция

В современном Казахстане, как и в советское время, казахи и другие нерусские этносы являются двуязычными, тогда как русские остаются моноязычной группой. Такое положение отражает реальную ситуацию в отношениях между языками, а именно, какой из них является доминирующим, а какой подчиненным.

В плане культурной интеграции, если казахи и другие нерусские этносы кроме своего языка знают и говорят на русском языке, это означает их аккультурацию в русский язык и культуру.

Имеется немало казахов (особенно в северных областях Казахстана) и представителей других нерусских этносов (украинцы, белорусы, немцы, татары, корейцы и другие), для которых русский является единственным языком. В этом случае речь идет об их культурно-языковой ассимиляции.

В любом случае можно говорить о культурно-языковом доминировании русских и соответствующем подчинении других этносов, включая казахов, в современном Казахстане. Эта ситуация, основанная на русификации казахов и других этносов Казахстана, сложилась в советское время и продолжается до сегодняшнего дня

В условиях Казахстана культурная интеграция полиэтнического общества на основе языка и культуры титульного этноса означает смену культурных оснований интеграции. В результате этой смены на место русского языка и культуры в качестве оснований культурной интеграции полиэтнического Казахстана должны прийти казахский язык и культура.

Сегодня эта задача выглядит практически неразрешимой, поскольку история дает мало примеров успешной смены оснований культурной интеграции полиэтнического общества. Тем не менее государство ставит задачу национальной консолидации на основе казахского языка и культуры. Для ее решения необходимо благоприятное сочетание демографических, политических, культурных и иных факторов.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter