Карантин научил бизнес Центральной Азии с уважением относиться к инструментам маркетинга, совмещать основную работу с сервисом. А главное, несмотря ни на что, сохранять команду профессионалов и командный дух.
Так, в Казахстане официанты дорогих ресторанов во время карантина на время переквалифицировались в упаковщиков и доставщиков. Таджикские маркетологи закатали рукава своих белых рубашек и вышли работать на улицы Душанбе. Топ-менеджеры в службе авиасервиса отвечали на телефонные звонки разъяренных клиентов. Об этом и другом говорят эксперты из стран Центральной Азии на фестивале Go Viral 2020.
Экономика Таджикистана так или иначе чем-то болела и до пандемии, считает Шерали Джурабаев, управляющий директор Wavemaker из Душанбе. Его компания занимается маркетинговыми коммуникациями. У Шерали большой опыт запуска стартапов и компаний. Среди них и серьезные исследовательские компании, и радиостанции. Он говорит, что успешные проекты принесли прибыль. А неуспешные — опыт.
— Мы всегда работали в условиях нездоровой экономики. Так что ничего нового не произошло, но живых денег на рынке стало меньше. Важно осознать, что кризис не в том, что мы не можем что-то продать. Кризис в том, что снижается покупательская способность. И надо искать варианты, чтобы сбалансировать потребности той небольшой группы клиентов, которые остались, с ценами, которые вы хотите получить.
Таджикский предприниматель рекомендует бизнесу смотреть, как выглядит ваша продукция на фоне конкурентов. Добавлять в эти продукты как можно больше сервиса. Он отметил, что сегодня меняются способы взаимодействия с потребителем. И это важно учитывать.
Эксперт говорит, что благодаря пандемии в стране растут службы доставки.
— Повысился спрос на локальный развлекательный контент. В Таджикистане взрывообразно растет финтех.
Но вот цифровые услуги развиваются медленно, несмотря на высокую степень проникновения мобильного высокоскоростного интернета по стране.
— В основном это «заслуга» отечественных производителей, которые в большинстве своем не понимают тренды развития экономики и предпочитают придерживаться привычных схем.
Средний возраст населения Таджикистана — 23,5 года, потребление интернета растет очень быстро. Таджикистан — мононациональное государство, 84,7% населения этнические таджики. Соответственно, растет доля запросов на родном языке. В данный момент можно констатировать, что большая часть запросов идет на русском и плохом русском языке.
Из-за пандемии значительно сократилось количество ресторанов и кафе в крупных городах Казахстана. Закрывались помещения, вывозилась мебель, а на дверях заведений нередко можно было увидеть вывеску «Продаем или сдаем в аренду».
По словам Диаса Нургожина, генерального директора Rumi, кризисный бизнес вынуждает принимать определенные меры. В частности, в связи с тем, что во время карантина нельзя было принимать гостей, штат сотрудников пришлось оптимизировать.
— В эти три-четыре месяца пандемии выручка ресторана упала на 70%. До пандемии 90% нашей выручки зависело от посещения ресторана гостями. Доходы от доставки составляли только 10%.
Однако во время карантина именно доставка приносила 100% дохода.
Кроме того, мы сократили меню. Соответственно меньше закупаем продуктов. Теперь у нас есть основное меню и сезонное предложение.
В кризис выживает не сильнейший и не тот, у кого больше финансов, а тот, кто сумел адаптироваться
Надо уметь договариваться с партнерами. Это и арендодатели, и партнеры по сервисным компаниям, доставке и программному обеспечению. Сразу начали писать всем письма. Я лично обзванивал всех партнеров.
Более ста сотрудников были отправлены в отпуск без содержания. Те, кто остался, превратились в универсалов. Все, у кого были машины, стали курьерами. Кто-то из поваров переквалифицировался в упаковщика.
Ресторатор говорит, что при этом они увеличили отдел маркетинга, чтобы не было информационного вакуума. В частности, была сделана ставка на таргетированную рекламу в социальных сетях.
Во время пандемии выросла потребность в ИТ-услугах, говорит Азис Абакиров, предприниматель из Кыргызстана, он трудится в сфере высоких технологий. И все же темпы роста, запланированного на 2020 год, не были достигнуты.
— Этот год для ИТ рынка Кыргызстана был нелегким. В основном мы ориентируемся на аутсорсинг, и даже наши компании переживают трудности. Но тем не менее мы не унываем. Парк высоких технологий дает налоговые преференции всем IT-компаниям страны. Они занимаются экспортом и разработкой программного обеспечения.
Малые и средние ИТ-компании в Кыргызстане быстро переориентировались на новые продукты, стали гибкими
Наблюдался, конечно, и отток производителей, но наша страна привыкла к кризисам.
Глава Ассоциации венчурного капитала Узбекистана Дильшод Зуфаров считает, что кризис в целом положительно повлиял на венчурный рынок в стране. Это случилось благодаря снижению процентных ставок для получения кредитов. Раньше было 30%, теперь Центробанк их снизил.
— Снизились также и процентные ставки по депозитам.
Раньше у нас было 23- 25% по вкладам в сумах. Нигде в мире нет такого по локальным валютам
А в долларовых вкладах у нас было 8-10% годовых. И это депозит, гарантированный государством! Когда на рынке такие процентные ставки, венчурный капитал никогда не будет развиваться.
Центральный банк Узбекистана снизил процентные ставки, и сейчас долларовые составляют 4%. Массово на рынке появились потенциальные инвесторы — те, у кого есть свободные денежные средства. То есть те, кому неинтересно держать их в банке из-за низких ставок.
Но мы планируем провести вторую волну снижения процентных ставок. Во-первых, чтобы кредиты можно было выдавать. Во-вторых, чтобы держатели свободных денег не просто хранили деньги в банках, а искали новые пути инвестирования.
Эксперт говорит, что
благодаря ковиду миграция со стартап-проектов по развитию туризма стала сдвигаться в пользу проектов в области медицины и мобильной связи
— Из отрицательного влияния кризиса пришлось приостановить действие пяти инвестпроектов, которые были уже на стадии заключения сделок. При этом немало финансовых ресурсов было потрачено на комплаенс и другие необходимые процедуры.
Пришлось приостановить и те проекты, где уже начались первоначальные пассивные инвестиции. Так что все стартапы «сидят в зале ожидания».
Классические проекты, например по недвижимости, перестали приносить дивиденды. Но есть и плюсы — оживился венчурный рынок Узбекистана.
Таджикский спикер считает: важно помнить, что любой кризис случается раз в десять лет. Все когда-нибудь заканчивается. После рецессии в экономике часто наступает период подъема. Шерали Джурабаев гордится тем, что во время кризиса они сумели удержать на том же уровне зарплату и никого не уволили. Бизнесмен считает, что каждый специалист в компании уникален. Если бы штат сократили, после кризиса столкнулись с проблемой поиска хороших профессионалов.
— Кризис научил нас общаться с людьми, чтобы объяснять им, кто мы. Раньше мы делали бизнес на международных клиентах и были довольны. А сегодня мы закатали рукава и вышли к тем потенциальным клиентам, которые не очень понимают этот бизнес. Поэтому маркентинг так важен. Маркетинг — это то, что о вас знают люди.
По словам Николая Мазенцева, руководителя тревел-компании, во время кризиса доля рынка выросла в два раза. При этом увеличилась нагрузка на отдел поддержки.
— Мы оказались между двух огней. С одной стороны обозленные клиенты, а с другой авиа- и железнодорожные компании, которые не торопились возвращать деньги.
Число запросов от клиентов с требованием вернуть деньги за билеты выросло в десятки раз. Так что топ-менеджеры и другие сотрудники активно помогали этой службе.
Ресторатор Диас Нургожин говорит, что в кризис ему помогло то, что он сделал ставку на выстраивание команды и командного духа.
— Я всегда даю возможность моим сотрудникам ошибаться. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. И говорю им — делайте все, чтобы спасти компанию! Как руководитель, я стараюсь держать рядом с собой профессионалов, тех, кто знает и умеет больше меня.
Эксперт из Ташкента Дильшод Зуфаров добавил: кризис показал, что города будут меняться, и инвесторы должны пересматривать свои денежные потоки, ориентируясь на новые тренды урбанизации.
Эксперты из стран Центральной Азии уверены — главное помнить, что все кризисы обязательно заканчиваются.