23 октября на сцене Государственного академического русского театра для детей и юношества Казахстана имени Н. Сац состоится премьера первого в стране экологического спектакля по пьесе Евгения Дубовика — «Приключения снежного барса» в постановке режиссера Есляма Нуртазина.
В преддверии премьеры мы встретились с режиссером, чтобы поговорить с ним о его постановке и о том, как создавался спектакль.
— Еслям, удалось ли вам воплотить все свои задумки в этой постановке?
— Я думаю, что да, почти, потому что все режиссерские задумки воплотить в спектакле невозможно, ведь в процессе работы приходится отказываться от тех или иных идей и мыслей. Но это такой необратимый творческий процесс. Это нормально. Благодаря всем цехам и, конечно же, творческой группе и актерской труппе театра все задачи и идеи, которые были задуманы и поставлены перед нами, в общей своей массе были реализованы.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о спектакле.
— О спектакле говорить и рассказывать — это самое сложное. Нужно либо читать пьесу, либо смотреть спектакль, но если говорить вкратце, эта задумка автора Евгения Дубовика — актера и режиссера театра. Его идея заключалась в том, что надо беречь и любить природу. В том, как правильно выстраивать взаимоотношения с нашими братьями меньшими в лице снежных барсов, которые живут рядом с нами. Об их переживаниях и о том, что люди даже не задумываются, как приходится выживать в современных условиях этим бесстрашным животным. Когда я прочитал пьесу, наткнулся на такие драматические моменты,
как мысли животных, их взгляды и их отношение к нашим человеческим поступкам
Наблюдая все это, ты невольно задумываешься, что все мы, люди, совершаем очень много больших ошибок по отношению к ним. Пьеса заставляет задуматься. Именно это мне и понравилось в материале, после чего мы приступили к работе над спектаклем. Он повествует о взаимоотношениях человека с природой, дикими животными и в частности снежным барсом, который является символом не только нашего города, но и многих других стран мира.
Наш спектакль о том, как сложно взаимодействовать человеку в 21 веке с природой. Всем нам стоит задуматься, как живется рядом с людьми представителям животного мира. Мы стали эгоистами-индивидуалистами и совершенно не думаем о тех, кто живет рядом с нами.
Это спектакль с большим философским посылом. Я очень благодарен автору пьесы Евгению Дубовику, всему коллективу и труппе театра.
— Что значит для вас «экологический спектакль»?
— Экология в нашем понимании, так мы определили с автором и труппой, это не только свежий воздух и чистота окружающей среды. Прежде всего это уважительное отношение к окружающим и в первую очередь к самому себе.
Каждый из нас должен задать себе вопрос, как ты относишься к ближним своим, к природе и животным, которые живут рядом с нами? Если мы решим эти очень важные вопросы отношения человека к природе и самому себе, тогда и тема защиты экологии будет на нашей планете не так актуальна.
Наш посыл — мы можем и хотим донести это до каждого юного зрителя и поднять эту проблему. Каждый из нас должен понять и почувствовать, что она в нас, в людях.
— Расскажите, пожалуйста, о команде, с которой вы работали над спектаклем «Приключения снежного барса».
— Автор постановки — Евгений Дубовик, музыку написал Максим Германцев, также для написания музыки мы привлекли ныне популярную, крепкую, сильную и профессиональную альтернатив-фольк группу Steppe Sons. Эти ребята вместе с Максимом Германцевым написали замечательную музыку. Наш главный художник Владимир Пономарев, с которым работать одно удовольствие. Хореограф-постановщик — Воржева Галина.
Спектакль полностью продукт театра для детей и юношества им. Н. Сац. Хотелось бы отметить высокий уровень профессионализма в команде, огромную любовь к своей профессии, к театру и уважение к зрителю. Эта любовь к юному зрителю была видна и в процессе работы, и в полученном результате.
— Чем вы планируете удивить зрителей в новой постановке «Приключения снежного барса»?
— Удивлять мы будем своими артистами, замечательными сценографией, музыкой, хореографией и материалом.
— Чем вы руководствовались при выборе пьесы?
— Актуальностью темы. Проблема исчезновения снежного барса как вида, проблема браконьерства — сегодня это очень актуально. И меня как режиссера привлек профессиональный подход написания пьесы. Понимаете, пьеса может быть шикарной, но может не подойти к репертуару или конкретной труппе определенного театра. Здесь же все сошлось — актуальность, качество пьесы и распределение ролей. В итоге каждая роль нашла своего актера.
— Скажите, посмотрев вашу постановку, с какими мыслями должен уйти зритель из театра?
— Зритель прежде всего должен задуматься о том, что мы являемся частичкой большого мира, называемого природой. И что сейчас очень многое зависит от нас самих, что мы должны заботиться о животном мире и вообще о природе. Человечество уже так много совершило ошибок, и их необходимо исправлять. Так что всем нам есть чему учиться и к чему стремиться.