Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
496
-2.06
EUR
523
-2.87
RUB
4.94
-0.03

Почему фильмы о казахах снимают в Монголии? — эксперт

2520

Увидеть и влюбиться

Четыре года назад Нуржан завел в фейсбуке группу «Путешествуем по Казахстану», о которой сначала знал лишь узкий круг близких. Однако благодаря пандемии за короткое время она выросла и сейчас насчитывает более 14 тыс. участников.

— Благодаря пандемии, если так можно сказать, люди стали больше обращать внимание на родные места. На этой страничке можно найти массу фотографий и полезной информации, которые не всегда есть в интернете. Особенно это касается состояния дорог, гостевых домов, отелей и прочего.

К примеру, в Каркаралинске когда-то была большая гостиница «Тас булак». Сейчас она закрылась, но об этом нигде ничего нет. Пока не приедешь — не узнаешь.

Примерно 96% членов группы казахстанцы и в основном из двух городов – Алматы и Нур-Султана. Но есть и жители Шымкента, Караганды и Костаная. Из иностранцев — россияне, украинцы, немцы, американцы.

— Я думаю, что это все наши граждане, которые когда-то переехали из Казахстана и скучают по нему. Публикации в группе делаю не только я. Многие рассказывают о местах, о которых я тоже услышал впервые.

Обычно туристы проходят три стадии. Первая – восхищение увиденным и желание побывать там. Вторая – планирование путешествия. Третья – воплощение планов в жизнь.

Недавно была публикация, познакомившая нас с Маркаколем (озеро в Восточном Казахстане — ред.). Там я еще не был, но очень захотел побывать, увидев на фото красоту тех мест. Планирую поехать туда в следующем году.

Отпуск из двух выходных

— Весь карантин как законопослушные граждане мы с женой просидели в своей квартире в Нур-Султане и никуда не выходили. Но путешественнику очень сложно сидеть дома. Поэтому как только официально разрешили передвигаться по стране и сняли все блок-посты, мы опять стали активно путешествовать.

С августа супруги уже успели побывать в Северо-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской и Акмолинской областях. И стараются выезжать на какую-то новую локацию каждые выходные.

В их распоряжении только два дня – суббота и воскресенье. Максимальная отдаленность от города – 400 километров

А еще надо учесть состояние дорог, чтобы успеть добраться, посмотреть, насладиться новыми впечатлениями и вернуться обратно.

И таких мест, говорит Нуржан, очень много, особенно вокруг Алматы, и даже совсем недалеко, в радиусе 200 километров. В окрестностях столицы это сделать сложнее, надо уезжать дальше. Но даже здесь за два выходных дня можно много чего успеть посмотреть.

— К примеру, Щучинско-Боровская курортная зона, она ведь очень большая. Все привыкли ехать на поляну Абылай-хана, смотреть Жумбак-Тас. Но там есть масса и других интересных мест, музеев, открылись новые арт-объекты.

Кроме того, там, как и во многих местах Казахстана, много сопок и гор. Можно устроить хайкинг (пешеходный туризм — вид спортивного туризма, пешее преодоление группой маршрута по слабопересеченной местности — ред.).

Устюрт

Нуржан говорит, что отдыхающих там очень много, но их трудно назвать туристами в классическом понимании.

— В этих местах давно существуют профильные санатории от крупных корпораций, где отдыхают рабочие по путевкам. Они и обеспечивают круглогодичный поток туристов.

Казахстан потерял аутентику

— Я знаю, что Кыргызстан и Монголия очень привлекают западных туристов. Их влечет именно аутентичность этих стран, я бы даже сказала, характерная дикость.

— Да, действительно, в плане привлечения иностранных туристов они ушли вперед. И знаете в чем ирония?

В Монголии европейские туристы едут в западную часть страны, где 90% населения этнические казахи

О монгольских казахах уже снято немало фильмов. Например, о беркутчи.

Если сравнивать Казахстан с Монголией и Кыргызстаном, у нас мало аутентичных мест. В наших аулах вы не найдете настоящих войлочных домов — киіз үй, в которых реально живут люди. Такие можно встретить только на плато Ассы, еще в нескольких местах и высоко на джайляу.

Более того, современные казахи пасут скот на машинах или на мотоциклах. Пастух на лошади сейчас редкость. Мы потихоньку, но отходим от культуры всадничества, теряем свою аутентику.

Все эти этноаулы — бутафория. Для европейского уха даже сам термин «этно» звучит странно, словно резервация этнического меньшинства

Мусор и дикий турист

— Горы мусора, которые оставляют отдыхающие, наша самая большая боль и проблема. Как вы считаете, можно это решить?

— Мне кажется, здесь необходимо сделать три вещи. Причем очень быстро.

Первое – ввести высокие штрафы за причинение любого ущерба природе

И дело не только в мусоре. Наши люди любят и расписывать скалы, и ломать деревья, чтобы разжечь костер. Надо создать нормативные акты для финансового наказания.

Второе – надо расширить полномочия инспекторов в национальных парках и увеличить им заработную плату

Чтобы оштрафовать нарушителя, сегодня они обязаны привлекать правоохранительные органы. А при зарплате в 40–60 тыс. тенге в месяц сложно любить свою работу.

Третий важный компонент – экопросвещение

У нас этим никто не занимается. Сколько я путешествую по стране, ни в одном Национальном парке не встречал инспекторов, которые делали бы замечания туристам. А ведь они могли бы проводить с ними беседы об охране природы, о важности убирать за собой мусор, о том, что нельзя срывать какие-то растения. Такая работа абсолютно не ведется!

Также важно внедрить экопатрулирование. Обычные туристы приезжают в нацпарки на автобусах, фотографируются, едят и уезжают.

Есть у нас экотуристы, их не больше 10% от всей массы любителей-путешественников. Вот они готовы пройти пешком 20–30 километров по какому-то маршруту, они сознательные и никогда не оставят после себя кучи мусора.

Ведь не секрет, что на популярных локациях в основном очень грязно. В идеале все туристы должны проходить через визит-центры, где на входе и выходе должны быть организованы пункты питания и туалеты. А главное, в этих центрах люди должны получить информацию, как вести себя на природе.

Как это сделать? Может быть создать специальный фильм об элементарных вещах. О том, что на территории парка нельзя рвать и уничтожать растения, подниматься на какие-то скалы, потому что они рушатся, и прочее, и прочее. Когда

на Чарыне туристы пытаются подняться на какую-то скалу, они рискуют не только своей жизнью, но и жизнью скал, которым миллионы лет

Надо постоянно напоминать, что мусор необходимо собрать, взять с собой и оставить в больших баках.

Такие элементарные вещи необходимо доводить до туристов постоянно. И это должны делать инспекторы и волонтеры. А местом для этого может выступить визит-центр.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter