Нур-Султан
Сейчас
-11
Завтра
-16
USD
432
0.00
EUR
486
0.00
RUB
5.69
0.00

Казахстан включил китайскую стратегию «Один пояс – один путь» в программу развития своей экономики — эксперт

288

Политолог говорит, что китайская стратегия началась с проекта «Экономического пояса Шелкового пути», впервые озвученного председателем КНР Си Цзиньпином в сентябре 2013 г. во время публичного выступления в «Назарбаев Университете».

Адиль Каукенов напомнил, что экономическая политика «Нурлы жол» 2014 года в значительной степени синхронизирована и базируется на планах по развитию проекта «Экономический пояс Шелкового пути».

Пять направлений стратегии

В своем выступлении в казахстанской столице, китайский лидер назвал пять конкретных мер стратегии.

  • Первая — постоянный обмен мнениями по различным вопросам стратегии экономического развития и интеграции. Главная задача – «открыть зеленый свет» на политическом и юридическом уровнях для слияния региональных экономик.
  • Вторая — строительство единой транспортной инфраструктуры от Тихого океана до Балтийского моря. Китай готов принимать участие в создании транснациональной транспортной инфраструктуры, формировать транспортную сеть, охватывающую Восточную, Западную и Южную Азию.
  • Третья — усиление торговых связей с ликвидацией различных барьеров, повышением скорости доставки товаров и созданием соответствующей системы логистики.
  • Четвертая — усиление валютных потоков. Си Цзиньпин напомнил, что Китай успешно торгует с рядом стран, в том числе с Россией. При этом рассчитываясь не в долларах, а в национальных валютах. Китайский лидер предложил такую практику использовать и с Казахстаном. По его словам, это «снизит денежные издержки, защитит финансовую систему от рисков, а также повысит международную конкурентоспособность экономики».
  • Пятая — усиление гуманитарно-культурного обмена. Китай предложил порядка 25 тыс. образовательных грантов для студентов и преподавателей из Центральной Азии. Большая часть этих грантов выделялась на Казахстан.

Из Китая через Казахстан в Европу

Инфраструктурная составляющая программы «Один пояс – один путь» представлена несколькими маршрутами.

Путь проходит из западных районов КНР в направлении ключевых центров экономической активности в Европе и Южной Азии протяженностью от 8,5 до 11 тыс. км.

Политолог говорит: предполагается, что

Северный маршрут пройдет через территорию Казахстана и Транссибирскую магистраль

— Морские маршруты задействуют казахский порт Актау, а также порты Каспийского моря (Махачкала, Баку), обеспечивающие доступ в кавказский регион, Турцию и Черноморский бассейн.

Южные маршруты проходят через территорию Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана и Ирана, обеспечивая выход к Индийскому океану в районе Персидского залива.

По мнению Адиля Каукенова, стратегия «Один пояс – один путь» закладывает фундамент для обеспечения ускоренного развития западных районов Китая.

За счет переноса производств из прибрежных регионов, а также развития сопутствующих производств и сферы услуг — логистических центров и терминалов как в КНР, так и в государствах Центральной Азии.

«Один пояс – один путь» не просто транзитно-транспортный проект. Это комплексный план экономического развития целого ряда государств

Он включает в себя многочисленные проекты развития инфраструктуры, промышленности, торговли и сферы услуг, который позволит обеспечить стабильную и безопасную среду для развития не только западных районов Китая, но и всего центра Евразии, в полной мере раскрыв его потенциал.

Крупные инвестиционные проекты,

реализуемые совместно с Китаем

  • Строительство завода по производству первичного алюминия

Цель проекта: Строительство завода по производству первичного алюминия (г. Павлодар).

Участники: АО «Казахстанский электролизный завод», «Эксимбанк» (Китай), АО «Банк развития Казахстан».

Стоимость: $1 млрд.

  • Строительство Мойнакской ГЭС

Цель проекта: Строительство гидроэлектростанции на реке Чарын установленной мощностью 300 МВт для поставки в энергосистему южной зоны республики.

Участники: АО «Банк Развития Казахстана», «Государственный Банк Развития Китая», АО «Мойнакская ГЭС».

Стоимость: $361 млн.

  • Реконструкция и модернизация Атырауского НПЗ (строительство комплекса по производству ароматических углеводородов)

Цель проекта: Проект предусматривает производство 496 тыс. тонн параксилола и 133 тыс. тонн бензола в целях обеспечения отечественным сырьем нефтехимической промышленности страны.

Участники: АО НК «КазМунайГаз», ТОО «Атырауский НПЗ», АО «Банк Развития Казахстана», «Эксимбанк» (КНР).

Стоимость: $1 110 млн.

  • Реконструкция и модернизация Шымкентского НПЗ

Цель проекта: Восстановление проектной мощности завода до 6 млн тонн в год, увеличение глубины переработки нефти до 90%, улучшение качества нефтепродуктов до стандарта Евро-4.

Участники: АО «Шымкентский НПЗ» (Акционеры: АО НК «КазМунайГаз», CNPC (КНР).

Стоимость: $1 616 млн.

  • Строительство газохимического комплекса

Цель проекта: Строительство интегрированного газохимического комплекса мощностью 800 тыс. тонн полипропилена и 450 тыс. тонн полиэтилена в год.

Участники: ТОО «Объединенная химическая компания», АО «Sat&Company», АО «Банк Развития Казахстана», «Эксимбанк» (КНР), LG Chem (Южная Корея).

Стоимость: $6,3 млрд.

  • Производство дорожных битумов

Цель проекта: Строительство завода по переработке тяжелой нефти мощностью 500 тыс. тонн битума, 242 тыс. тонн бензино-дизельной фракций и 234 тыс. тонн вакуумного газойля.

Участники: АО «Kazakhstan Petrochemical Industries» (АО «KPI»), CITIC Group (КНР)

Стоимость: $290 млн.

  • Строительство магистрального газопровода Бейнеу-Бозой-Акбулак.

Цель проекта: Обеспечение потребности в газе южных регионов республики, исключение зависимости от импортного газа и обеспечение энергетической безопасности страны.

Участники: АО «КазТрансГаз», TAPLINE (КНР)

Стоимость: $2 319 млн.

В целом

в настоящее время действующих юридических лиц с китайским участием в Казахстане насчитывается порядка 500

В различных сферах было заключено более 250 межправительственных и межведомственных соглашений.

В ноябре 2015 года Китай снял ряд серьезных барьеров для импорта казахстанской сельхозпродукции. Этого казахстанская сторона добивалась уже давно, уточняет эксперт.

Запускается процесс упрощенного получения бизнес-виз.

Политолог отметил также «Меморандум по совместной реализации мясного кластера в Восточно-Казахстанской области».

— В рамках кластера планируется строительство мясоперерабатывающего комплекса по производству ягнятины и баранины общей годовой мощностью 17 тыс. тонн. Планируется создать откормочную площадку и сеть фермерских хозяйств отгонного животноводства.

Эксперт говорит, что соседние с Китаем области Казахстана и система транспортной инфраструктуры позволят доставлять мясо в Китай по рентабельной цене.

Резюме

Программа «Один пояс – один путь» стала мощным ответом «пятого поколения» руководителей Китая на создание Евразийского экономического союза,

уверен Адиль Каукенов.

Политолог заявил, что для Китая положительные стороны Евразийского экономического союза перевешивают его отрицательные стороны, связанные с поднятием пошлин.

— Положительное восприятие Китаем ЕАЭС играет для Казахстана позитивную роль, так как чрезмерная конкуренция непосредственно находящихся в регионе великих держав чревата рисками дестабилизации.

© «365 Info», 2014–2021 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter