Нур-Султан
Сейчас
-1
Завтра
-4
USD
430
+0.16
EUR
508
+0.15
RUB
5.61
-0.01

Из-за растущего госдолга на социальные программы все меньше средств — исследование

538

Пока общий баланс удается поддерживать за счет растущих трансфертов Национального фонда. Их объем приблизился к половине всей доходной части бюджета.

Об этом пишет экономист Вячеслав Додонов в работе «Бюджетный процесс в Казахстане: тенденции, факторы, альтернативы».

Полный вариант опубликован на официальном портале КИСИ.

Баланс доходов и затрат пока удается сохранить

В начале автор отметил, что с 2010 года в бюджетном процессе Казахстана слишком быстро растут расходы на обслуживание государственного долга. Их размер приближается к триллиону тенге и опережает большинство других статей затрат республиканского бюджета.

Из-за этого на другие статьи остается меньше средств,

увеличивается дефицит и итоге требуются дополнительные средства из Национального фонда.

Эксперт считает, что

назрели перемены в политике как государственных заимствований, так и управления ими

Автор озадачился вопросом: зачем наращивать госдолг, когда есть значительные ресурсы Нацфонда? При этом их доходность часто ниже процентных ставок по правительственным долговым обязательствам.

Национальный фонд похудел на 452 млрд тенге

Однако автор упомянул, что в целом ситуация в области бюджетного процесса в последние годы стабильна. Несмотря на участившиеся с 2010 года внешние шоки, баланс доходов и затрат удавалось поддерживать.

— Дефицит республиканского бюджета в относительном выражении (в % к ВВП) имеет тенденцию к поступательному сокращению, снизившись с 3% в 2009 году до 1,9% в 2019.

Абсолютный размер этого показателя в последние годы отличается достаточно большим разбросом значений – от 718 млрд тенге в 2013 году до 1357 млрд в 2017. Средний уровень в период 2012-2019 гг. достаточно стабилен, составляя 970 млрд, а отклонения от него умеренны, несмотря на многочисленные факторы негативного характера (снижение цен на нефть, девальвация тенге и пр.), — пишет Додонов.

Стабильность поддерживают за счет средств Нацфонда

Однако автор отметил, что есть и ряд проблем.

В первую очередь

стабильность бюджетного процесса достигается за счет постоянно возрастающего объема трансфертов из Нацфонда

В 2011 году это были 1200 млрд тенге и 22,3% общего объема доходов республиканского бюджета. С 2014 показатель не опускался ниже 32,7%, а в 2017 достиг почти половины доходной части (48,3%).

В среднем в 2014-2019 годах трансферты Нацфонда составляли 39% доходов республиканского бюджета

Проблемы также и в расходной части бюджета. Одна из наиболее значимых — быстрый рост объема расходов на обслуживание госдолга.

В результате растет удельный вес этих расходов в общих затратах. С 2,2% в 2010 он вырос до 6% в 2020.

— В отношении бюджета 2020 года также можно отметить, что корректировки, внесенные в него в апреле в связи со сложившейся ситуацией из-за пандемии, не стали фактором увеличения удельного веса расходов на обслуживание долга. Напротив, они

обусловили снижение этого показателя из-за более значительного увеличения затрат в целом

До апрельских уточнений параметров бюджета доля расходов на обслуживание долга составляла 6,2%, то есть была выше, — пишет Додонов.

Каждый седьмой тенге уходит на обслуживание госдолга

Удельный вес расходов стабилизировался на отметке около 6% еще в 2018 году. Однако автор объясняет это как раз тем, что еще быстрее выросли бюджетные траты. Поэтому в процентах картина вроде выглядит вполне благообразно.

Девальвация и ее плюсы: госдолг в выигрыше

— Если же сопоставить расходы на обслуживание долга с доходами республиканского бюджета или с основной (помимо трансфертов) статьей этих доходов – налоговыми поступлениями – становится видно, что проблема обслуживания долга постоянно обостряется, — утверждает Додонов.

Постоянно растет соотношение расходов на обслуживание долга с объемами доходов бюджета. В 2010 году 2,4%, а по итогам 2019 — 7,1% (очередной максимум).

По сравнению с объемом налоговых поступлений соотношение выросло с 4,1% (2010 г.) до 13,3% (2019 г.). То есть в 3,2 раза.

— Это значит, что в 2019 году

почти каждый седьмой тенге налогов, полученных республиканским бюджетом, уходил на обслуживание государственного долга,

— подчеркнул Додонов.

Если объем затрат республиканского бюджета в 2010-2020 годах увеличился в 3,6 раза, то объем расходов на обслуживание долга – почти в девять.

Эта статья расходов стала безусловным лидером, в разы опережая другие категории затрат,

включая ведущие социальные статьи.

Чем плоха жизнь в долг?

В действующей версии республиканского бюджета на 2020 год на обслуживание долга приходится 834 млрд тенге. Эти расходы по объему занимают четвертое место из 13 основных статей затрат. В 2010 эта статья была только одиннадцатой.

Также растет и сам государственный долг. За десять лет он увеличился в 5,4 раза и сейчас составляет 17 286 млрд тенге (в 2010 всего 3 230 млрд). Средний темп роста превышал 21%.

— В то же время относительный размер долга (в % к ВВП) с 2017 года стабилизировался на уровне около 26%. Эта стабилизация выдвигается министерством финансов

в качестве аргумента в пользу продолжения и увеличения заимствований,

— пишет автор.

Государственный и гарантированный государством долг Казахстана состоит из нескольких основных компонентов.

Крупнейший и важнейший — долг правительства. На него приходится три четверти общего объема. На второй по размеру компонент (долг Нацбанка) — всего 20%,

но обслуживание этой части не является обязательством государственного бюджета

— Таким образом, в контексте бюджетного процесса основное внимание должно быть уделено правительственному долгу как основной части госдолга, обслуживание которой требует постоянно возрастающих бюджетных затрат, — отметил эксперт.

Сколько и кому задолжали страны СНГ?

Правительственный долг тоже растет опережающими темпами. С 2010 года они превышали аналогичные показатели и госдолга в целом, и долга Нацбанка.

— Опережающий рост правительственного долга относительно государственного долга в целом во многом обусловлен высоким удельным весом в нем внешней части, которая существенно выросла в 2015 году

и после этого составляет немногим менее половины общего объема

У второго по размеру компонента казахстанского государственного долга — долга Национального банка – внешняя часть, напротив, отсутствует. Этим объясняются меньшие темпы роста госдолга в целом по сравнению с правительственным долгом, — пишет автор.

Продолжение следует

© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter