Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Трудности перевода: у президента почти нет вариантов для кадровых рокировок

2431
Фото: Максим Золотухин

Продолжение. Читайте также первую часть.

Напомним, 14 сентября Агентства по защите и развитию конкуренции и стратегическому планированию и реформам получили новых руководителей — Серика Жумангарина и Кайрата Келимбетова.

Как новые старые фамилии повлияют на экономический курс страны, спрогнозировал политолог Данияр Ашимбаев.

Перезагрузка системы

— Вопрос стратегического планирования президент начал решать, создав агентство, а как быть с контролем за качеством системы управления?

— Об этом пока речь особо не шла. Как я понял из духа послания президента, на «Аспирин» будет возложена и функция контроля. По крайней мере, оценки проведенной работы. Ведь в его ведение переходит статистика. Опять-таки нужно смотреть, как это все будет организовано.

Неоднократно вставал вопрос о том, что

министерства и ведомства несут очень слабую ответственность за принимаемые ими решения

У нас планирования не было, потому и реализация госпрограмм и проектов оставляет желать лучшего.

К примеру, если детально разобрать здравоохранение и образование, никто не давал оценку ранее принятым решениям. То, что мы видим сейчас — следствие принятия решений несколько лет назад. Так что нужно менять стратегию. И понять, что мы хотим получить в итоге. Ругать за качество исполнения не совсем справедливо, так как никто не знает, что было запланировано в самом начале.

Возвращаясь к судьбе правительства, нужно помнить, что в нашей конституционной системе власти оно является органом, отвечающим за реализацию. Планирование и контроль — функции, которые должны выстраиваться на уровне президента. В этом вопросе должны участвовать как президент и представительные органы власти, так и общественный контроль.

Министерство самообразования

— Как думаете, попадет ли под раздачу министр образования и науки по итогам карантина и дистанционки? Ведь все прицелы сейчас направлены на него. 

— Снять с должности легко, а найти адекватную замену сложно. Тем более такую, которая всех устроит.

Министр, видно, отбивается от критики как снизу, так и сверху. Действительно, многие решения были приняты до него

А министром он стал относительно недавно.

Минобразования никогда не относилось к числу стратегических ведомств. Зато есть проблема, характерная для него конкретно: каждый министр пытался начать какие-то свои реформы.

В итоге понять, что сейчас на самом деле реализуется в системе образования, очень сложно. Что-то отменили, что-то реализовали частично. Но постоянно возникают новые реформы. Бардак? Бардак.

Кроме того, система образования толком не интегрирована ни с экономикой, ни с наукой. Не забывайте, какой в ней работает контингент. На педагогические гранты чаще поступают те, кто не смог поступить на более престижные специальности. И работают по специальности больше те, кто со своим дипломом не смог найти другую работу.

Большинство педагогов, как и врачей, у нас не блещут ни квалификацией, ни призванием работать в этой сфере

Еще одна проблема МОН в учебных материалах и качестве учебников. Она сильно коррелируется с проблемой коррупции при издании заказов. Преодолеть ее невозможно, потому что при критике учебников называются одни и те же компании и имена.

Министерство подвергло критике отдельные вузы. Но не надо забывать, что оно само выдает лицензии. И проверяет работу тоже. А теперь оно говорит, что вузы ему не подконтрольны. Позиция, честно говоря, лукавая. Где была ваша принципиальность, когда вы проводили проверки и выдавали лицензии?

Вопрос этот не только к нынешнему министру, но и ко многим его предшественникам. Знаем, что во главе ведомства были персоны намного хуже

Что самое главное, многие программные решения были приняты на уровне выше минобразования. И если в этой сфере мы хотим навести порядок, надо, чтобы высшая власть нашла консенсус по этому вопросу. Требовать решения проблем от одного лишь МОН бесполезно.

Перестановки в регионах

— Ожидаете ли вы рокировок в регионах? Ведь многие в плохом смысле слова «отличились», в других сидят акимы-пенсионеры. 

— Плохо показали себя все регионы.

В Алматы и Нур-Султане, кажется, уже 100-процентный консенсус убрать нынешних акимов подальше

В других регионах ситуация не намного лучше.

Проклятие акимов Алматы — и не только

— Что касается пенсионного возраста, в нашей практике специалисты старшего поколения часто работают лучше молодых. Плюс та же проблема, что и с правительством — кем заменить? Вот вы можете сказать, кто бы сейчас стал хорошим акимом Алматы?

У нас есть на примете цепочка плохих, средних и самых слабых руководителей. На фоне Бакытжана Сагинтаева город стал вспоминать о Бауыржане Байбеке с ностальгией. Когда пришел Ахметжан Есимов, город плакал по Имангали Тасмагамбетову. Хотя всего за три месяца до ухода его не ругал только ленивый.

У президента та же проблема — кем заменить? Потому что если новый назначенец окажется хуже предшественника, сразу начнутся вопросы. И это сильно давит

Касым-Жомарт Токаев является президентом чуть больше года. Слишком хорошо госаппарат он не знает, поэтому присматривается, изучает.

Сейчас менять правительство смысла нет, все равно в январе после выборов оно уйдет в отставку 

Да и желающих на это место, как мы видим, не так уж много. А из тех, кто желает стать премьером, далеко не все варианты будут приняты общественностью. Ситуация действительно патовая.

Очевидно, что власть работает плохо, но вариантов решения этой проблемы нет. И мы возвращаемся к тому, с чего начали.

Все нынешние чиновники могли бы работать лучше, если выстроить нормальную систему планирования и контроля. И если с планированием только начинаем, то по системе контроля вообще пока тишина. Кого бы ни подбирали в аппарат без организации условий для них, смысла в этом никакого не будет. Диагноз поставлен.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter