Детали и нюансы новых назначений Акорды.
Продолжение. Читайте также первую часть.
Напомним, 14 сентября Агентства по защите и развитию конкуренции и стратегическому планированию и реформам получили новых руководителей — Серика Жумангарина и Кайрата Келимбетова.
Как новые старые фамилии повлияют на экономический курс страны, спрогнозировал политолог Данияр Ашимбаев.
— Вопрос стратегического планирования президент начал решать, создав агентство, а как быть с контролем за качеством системы управления?
— Об этом пока речь особо не шла. Как я понял из духа послания президента, на «Аспирин» будет возложена и функция контроля. По крайней мере, оценки проведенной работы. Ведь в его ведение переходит статистика. Опять-таки нужно смотреть, как это все будет организовано.
Неоднократно вставал вопрос о том, что
министерства и ведомства несут очень слабую ответственность за принимаемые ими решения
У нас планирования не было, потому и реализация госпрограмм и проектов оставляет желать лучшего.
К примеру, если детально разобрать здравоохранение и образование, никто не давал оценку ранее принятым решениям. То, что мы видим сейчас — следствие принятия решений несколько лет назад. Так что нужно менять стратегию. И понять, что мы хотим получить в итоге. Ругать за качество исполнения не совсем справедливо, так как никто не знает, что было запланировано в самом начале.
Возвращаясь к судьбе правительства, нужно помнить, что в нашей конституционной системе власти оно является органом, отвечающим за реализацию. Планирование и контроль — функции, которые должны выстраиваться на уровне президента. В этом вопросе должны участвовать как президент и представительные органы власти, так и общественный контроль.
— Как думаете, попадет ли под раздачу министр образования и науки по итогам карантина и дистанционки? Ведь все прицелы сейчас направлены на него.
— Снять с должности легко, а найти адекватную замену сложно. Тем более такую, которая всех устроит.
Министр, видно, отбивается от критики как снизу, так и сверху. Действительно, многие решения были приняты до него
А министром он стал относительно недавно.
Минобразования никогда не относилось к числу стратегических ведомств. Зато есть проблема, характерная для него конкретно: каждый министр пытался начать какие-то свои реформы.
В итоге понять, что сейчас на самом деле реализуется в системе образования, очень сложно. Что-то отменили, что-то реализовали частично. Но постоянно возникают новые реформы. Бардак? Бардак.
Кроме того, система образования толком не интегрирована ни с экономикой, ни с наукой. Не забывайте, какой в ней работает контингент. На педагогические гранты чаще поступают те, кто не смог поступить на более престижные специальности. И работают по специальности больше те, кто со своим дипломом не смог найти другую работу.
Большинство педагогов, как и врачей, у нас не блещут ни квалификацией, ни призванием работать в этой сфере
Еще одна проблема МОН в учебных материалах и качестве учебников. Она сильно коррелируется с проблемой коррупции при издании заказов. Преодолеть ее невозможно, потому что при критике учебников называются одни и те же компании и имена.
Министерство подвергло критике отдельные вузы. Но не надо забывать, что оно само выдает лицензии. И проверяет работу тоже. А теперь оно говорит, что вузы ему не подконтрольны. Позиция, честно говоря, лукавая. Где была ваша принципиальность, когда вы проводили проверки и выдавали лицензии?
Вопрос этот не только к нынешнему министру, но и ко многим его предшественникам. Знаем, что во главе ведомства были персоны намного хуже
Что самое главное, многие программные решения были приняты на уровне выше минобразования. И если в этой сфере мы хотим навести порядок, надо, чтобы высшая власть нашла консенсус по этому вопросу. Требовать решения проблем от одного лишь МОН бесполезно.
— Ожидаете ли вы рокировок в регионах? Ведь многие в плохом смысле слова «отличились», в других сидят акимы-пенсионеры.
— Плохо показали себя все регионы.
В Алматы и Нур-Султане, кажется, уже 100-процентный консенсус убрать нынешних акимов подальше
В других регионах ситуация не намного лучше.
— Что касается пенсионного возраста, в нашей практике специалисты старшего поколения часто работают лучше молодых. Плюс та же проблема, что и с правительством — кем заменить? Вот вы можете сказать, кто бы сейчас стал хорошим акимом Алматы?
У нас есть на примете цепочка плохих, средних и самых слабых руководителей. На фоне Бакытжана Сагинтаева город стал вспоминать о Бауыржане Байбеке с ностальгией. Когда пришел Ахметжан Есимов, город плакал по Имангали Тасмагамбетову. Хотя всего за три месяца до ухода его не ругал только ленивый.
У президента та же проблема — кем заменить? Потому что если новый назначенец окажется хуже предшественника, сразу начнутся вопросы. И это сильно давит
Касым-Жомарт Токаев является президентом чуть больше года. Слишком хорошо госаппарат он не знает, поэтому присматривается, изучает.
Сейчас менять правительство смысла нет, все равно в январе после выборов оно уйдет в отставку
Да и желающих на это место, как мы видим, не так уж много. А из тех, кто желает стать премьером, далеко не все варианты будут приняты общественностью. Ситуация действительно патовая.
Очевидно, что власть работает плохо, но вариантов решения этой проблемы нет. И мы возвращаемся к тому, с чего начали.
Все нынешние чиновники могли бы работать лучше, если выстроить нормальную систему планирования и контроля. И если с планированием только начинаем, то по системе контроля вообще пока тишина. Кого бы ни подбирали в аппарат без организации условий для них, смысла в этом никакого не будет. Диагноз поставлен.