Казахстанский политолог Андрей Чеботарев прокомментировал послание президента Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана.
Свое мнение эксперт высказал в Facebook.
«В своем втором по счету Послании народу Казахстана президент страны Касым-Жомарт Токаев обозначил в качестве приоритетных вопросы государственного строительства. Аналогичное было и в прошлом году, демонстрируя изменение официальной повестки с перенесением приоритета с социально-экономических вопросов в пользу политики. Другое дело, что прошлогоднее послание было документом Токаева, только-только приступившего к деятельности на посту главы государства и фактически еще определяющегося с основными контурами своего официального курса. Сегодняшнее же послание озвучено с учетом беспрецедентного опыта руководства страной, пережившей за небольшой временной период ряд испытаний – от локального ЧП в Арысе до общенациональной ЧС вследствие пандемии.
Несмотря на критические процессы в экономике и социальной сфере, имеется понимание важности изменить систему государственной власти и управления, сочетая модернизационные («косметические») и реформистские («капитальные») меры. Правда, максимальный пакет соответствующих мер еще предстоит разработать, чем займется воссозданное Агентство по стратегическому планированию и реформам. Пока же в духе модернизации также заявлены упразднение института ответственного секретаря в центральных исполнительных органах, решения о воссоздании МЧС и сокращении численности госслужащих.
Решение по АСПиР показывает важность наведения порядка в системе стратегического планирования страны. В связи с этим целесообразно, прежде всего, провести ревизию стратегических планов центральных госорганов и программ развития регионов. Особенно на предмет эффективности индикаторов измерения по различным направлениям реализации данных документов. Судя по всему, агентство в рамках своей компетенции будет также осуществлять определенный контроль за деятельностью правительства, усиливая позиции президента в текущей конфигурации системы власти. В этом же ключе следует и передача в его структуру Комитета по статистике.
Упразднение должности ответственного секретаря, назначаемого президентом, вызывает неоднозначные оценки. С одной стороны, глава государства фактически отказывается от дополнительного механизма контроля за деятельностью правительства. С другой стороны, вся полнота ответственности за решение вопросов организационного, финансового и материально-технического характера полностью ложится на министерства и их аппараты. Соответственно каждый министр будет заинтересован в усилении внутреннего контроля в рамках своего ведомства, а премьер – контроля, через свою канцелярию, за деятельностью каждого из министерств. Насколько же все это будет эффективно, покажет время. Что касается анонсированного сокращения количества госслужащих, то одновременно с этим следует изменить и систему отбора граждан на государственную службу в сторону увеличения уровня объективности и прозрачности соответствующих процедур.
Из реформаторских мер особенно выделяется намерение ввести прямые выборы акимов сельского уровня с возможным проведением таковых уже в 2021 году. По крайней мере, АП и правительство получат поручение разработать в ближайшее время проект соответствующего документа. Кстати, введение выборности акимов сельских населенных пунктов было предложено группой по политическим реформам Национального совета общественного доверия. Вместе с тем, продолжая балансировать между линиями преемственности и прогресса, Касым-Жомарт Токаев продолжает осуществлять политические и административные преобразования в рамках действующей Конституции РК. Хотя, в частности, деятельность парламента давно требует повышения уровня своей эффективности посредством предоставления его депутатам права самостоятельной законотворческой инициативы без необходимости получения одобрения от правительства.
Улучшение корпоративного управления квазигосударственными структурами следует дополнить мерами общественного контроля за их деятельностью. В связи с этим неизвестно, как выполняется решение главы государства, озвученное 20 декабря 2019 года на втором заседании Нацсовета общественного доверия, о введении в составы советов директоров «социально значимых предприятий квазигосударственного сектора» представителей гражданского общества.
Если ничего подобного до сих пор не реализовано, то АП и правительству необходимо позаботиться об этом. Сам президент, кстати, ничего не сказал в своем послании про находящийся в разработке проект Концепции гражданского общества в Республике Казахстан до 2025 года. Судя по всему, данный документ еще не завершен на таком уровне, чтобы его можно уже было передавать на подпись главе государства.
Еще один тезис из послания касается вопросов партийного строительства. Заявление в адрес «Nur Otan» как ведущей политической силы в стране и относительно ее готовности активно участвовать в реализации будущих реформ подчеркивает достаточно тесную связь президента с данной партией. Одновременно отмечается стремление развивать реально многопартийную систему. В связи с этим хорошим шагом вперед могло бы стать допущение к процедуре государственной регистрации новых политических партий.
В целом, послание фактически открыло собой новый политический сезон, который обещает быть достаточно содержательным. Уровень же этого содержания в том числе будет зависеть как от последовательности и эффективности властей в практической реализации озвученных президентом мер, так и реакции гражданского общества и его институтов на них», — говорится в посте.