В своем послании народу Казахстана «Казахстан в новой реальности: время действий» президент Касым-Жомарт Токаев заявил, что партия Nur Otan своими действиями подтверждает статус ведущей политической силы нашего общества.
Потенциал партии будет задействован в реализации всех запланированных реформ. Тем самым на официальном уровне фактически отмечена не только роль Nur Otan как доминирующей партии, но и важность сохранения и дальнейшего развития олицетворяемой ею полуторапартийной системы.
Полуторапартийная система, или система с доминирующей партии, характерна тем, что из определенного количества действующих партий только одна обладает преимуществами, связанными с представительством в законодательном органе при занятии, как правило, не менее 2/3 мест и участием в формировании правительства.
По мнению французского политолога Мориса Дюверже, «…это прежде всего партия более крупная, чем другие. Она идет во главе всех и достаточно явно дистанцируется от своих соперников на протяжении известного времени». Подобные партии также отличает стабильная поддержка 30-40% избирателей на общенациональных выборах.
Мировая практика знает многочисленные варианты полуторапартийных систем, имеющих место в президентских и парламентских республиках. Причем как успешных, так и безуспешных с точки зрения стабильного положения доминирующих партий, которые ввиду своей идеологии и деятельности опираются на своих авторитетных лидеров или только на поддержку электората.
В таких странах, как Сингапур, Швеция, Япония и т. д., соответствующие партии являются правящими, определяя и поддерживая основные векторы развития своих государств. При этом они действуют в многопартийной и конкурентной среде, и в зависимости от результатов парламентских выборов им нередко приходится уступать свою власть другим партиям либо делить ее с ними в рамках правящих коалиций.
Для казахстанской модели полуторапартийной системы характерна ярко выраженная лидерская составляющая. Процессы создания и дальнейшего развития партии Nur Otan тесно связаны с именем и деятельностью Первого Президента РК – Елбасы Нурсултана Назарбаева. Именно он заложил основы политической системы страны в целом.
В связи с этим Nur Otan состоялась как партия, призванная обеспечивать всестороннюю поддержку деятельности своего лидера на посту главы государства и проводимого им официального политического курса. Она также заметно интегрирована с системой государственной власти посредством преобладания ее представителей в обеих палатах парламента, маслихатах всех уровней и руководства региональными филиалами партии соответствующими акимами.
Вместе с тем неоднозначные процессы в Казахстане, начиная с прошлогодней смены главы государства и заканчивая противодействием распространению кононавирусной инфекции COVID-19, повлияли на возникновение качественно новых условий, в которых приходится действовать всем общественно-политическим акторам, включая и Nur Otan. Реализуемая активом партии программа «перезагрузки», судя по всему, призвана максимально адаптировать ее деятельность к соответствующим условиям. При этом сегодня у Nur Otan фактически имеются собственные «программа-минимум» и «программа-максимум».
«Программа-минимум» заключается в подготовке к участию в предстоящих выборов в мажилис парламента и маслихатов всех уровней. Проведение данных выборов не просто единовременно, что уже стало политической традицией, а по пропорциональной системе требует от всех казахстанских партий серьезной подготовительной работы. Особенно это касается формирования качественного состава кандидатов в депутаты представительных органов.
Nur Otan решает этот вопрос посредством проведения праймериз с привлечением для этого в свои ряды новых членов. Для участия в этой процедуре выдвинулись и зарегистрированы 10 990 граждан. Примечательно, что внедрение института праймериз в Казахстане находит положительные отзывы со стороны представителей зарубежной общественности и экспертных кругов.
В частности, конгрессмен США в 1987-2007 годах от Республиканской партии Курт Уэлдон в комментарии Zakon.kz отметил, что «…праймериз Nur Otan — очень правильная здоровая система. Она показывает, что каждый может что-то в ней изменить. Тем более, участвуют люди из разных сфер. Абсолютно разные. И это потрясающе».
При всем этом важно, чтобы праймериз прошел максимально объективно и прозрачно. По мнению руководителя клуба политологов «Южный Кавказ» (Азербайджан) Ильгара Велизаде, казахстанские избиратели получают возможность отслеживать внутрипартийные процессы и давать им соответствующую оценку. В связи с этим ход и результаты праймериз способны повлиять на электоральный рейтинг партии. Они также позволят выявить уровень сплоченности Nur Otan и госаппарата, включая соблюдение партийных норм и дисциплины акимами разных уровней и их подчиненными.
Заинтересованность должностных лиц получить лояльные и контролируемые маслихаты может побудить их попробовать продвинуть своих людей в депутаты через праймериз. И от того, насколько центральное руководство партии сможет не допустить соответствующих действий на местах, будет зависеть политический эффект праймериз.
Nur Otan также готов вынести на публичное обсуждение 216 проектов своих предвыборных программ, ориентированных на будущую кампанию в маслихаты областей, районов, городов республиканского и областного значения. Такой ход позволит не просто привлечь внимание местных жителей, но и получить от них обратную связь в виде замечаний, предложений и т. п.
Что касается «программы-максимум», она предполагает сохранение и дальнейшее развитие полуторапартийной системы. Представляется, что в текущих условиях развития Казахстана одного только определения доминирующей партии в соответствии с итогами предстоящих парламентских выборов будет недостаточно.
Продолжительное время полуторапартийная система была естественным отражением официального курса на обеспечение внутриполитической стабильности. Однако сейчас среди населения страны преобладают настроения в пользу перемен. Это понимает действующее руководство республики, предложившее пакет определенных политико-административных и социально-экономических преобразований.
В связи с этим доминирующая партия будет соответствовать своему статусу посредством активного участия в проведении заявленных и предполагаемых реформ, вовлекая сюда своих активистов и сторонников. От нее также ожидают не просто выступления в качестве кадрового резерва высокопрофессиональных политических деятелей и государственных управленцев, но и несения ответственности за их деятельность.
Доминирующей роли той же партии Nur Otan в определенной степени способствует выполнение контрольных функций по отношению к государственным органам и их должностным лицам. Показательным в этом плане, в частности, стало недавнее заседание комитета партийного контроля Nur Otan по вопросам выплаты надбавок к зарплате и компенсаций медицинским работникам, участвующим в борьбе с COVID-19. За затягивание с положительным решением этих вопросов выговоры по партийной линии получили вице-министры здравоохранения и труда, а также социальной защиты населения. Со своей стороны эти ведомства пообещали выплатить надбавки и компенсации медикам не позднее 14 сентября этого года.
С учетом всех замечаний, озвученных президентом страны в адрес различных госорганов и их должностных лиц в период пандемии, Nur Otan вполне может усилить президентскую вертикаль по линии контроля за их деятельностью. Для этого партия способна задействовать своих представителей в депутатском корпусе парламента и маслихатов всех уровней. Процедуру партийной ответственности различных чиновников наряду с официальными мерами следует вывести на уровень, стимулирующий их к добросовестному и эффективному выполнению своих служебных и должностных обязанностей.
В своем интервью телеканалу «Астана» первый заместитель председателя Nur Otan Бауыржан Байбек как раз заявил о намерениях относительно мобилизации однопартийцев и других заинтересованных казахстанцев на реализацию инициатив и поручений главы государства, озвученных им в послании народу Казахстана, а также установления жесткого общественного и партийного контроля над этим процессом. Для партии все это важно еще и потому, что центральные и местные госорганы обеспечивают выполнение ее предвыборных программ.
В целом дальнейшие перспективы полуторапартийной системы Казахстана во многом будут зависеть от уровня доверия населения как к доминирующей, так и к остальным партиям. Последние, независимо от своего статуса и идейно-политических позиций, тоже являются элементами данной системы. Кто есть кто и на что способен в политической жизни страны, все это отчетливо покажут предстоящие выборы. Так что начавшаяся осень обещает быть наполненной активностью со стороны действующих партий.
Андрей Чеботарев, политолог