Соседи нужны, соседи важны, но это все-таки соседи. Об этом говорит социолог Есет Есенгараев. Он уверен, что в отношениях с Россией должна доминировать взаимовыгодная кооперация, исключающая политическое объединение.
Вторая часть. Также читайте первую.
— Чисто гипотетически — есть ли какие-то плюсы, выгоды политического объединения с Россией?
— На мой взгляд, выгоды нет ни для одной стороны. Не только для Казахстана, Беларуси или других стран, которые, возможно, могут присоединиться к России.
Но самое главное — объединение с соседями невыгодно и самой России
— Почему?
— Начнем с Казахстана. Мы не можем сказать, что сейчас у нас все хорошо и мы успешно модернизируемся. У нас есть определенные достижения, но много и проблем. Идет борьба между модернизационными и антимодернизационными силами. Ситуация неоднозначная. Есть риск отката назад. Но есть и шансы для модернизации.
Однако
если мы присоединимся к России и станем частью российского протектората, мы закроем для себя все возможности для развития
Потому что в нынешнем положении Россия — это страна, в которой утвердилась антимодернизационная политика.
Российские власти при поддержке большинства населения выбрали общественную модель прошлого, состоящую из симбиоза советских и дореволюционных институтов. Как следствие,
Россия все больше превращается в страну-контрамот. То есть которая идет против движения истории
— Вы хотите сказать, что СССР не смог модернизироваться и по этой причине сошел с исторической дистанции?
— Надо признать, что
в советский период Москва до определенного периода обеспечила развитие всех республик. Все они сделали большой шаг вперед,
и даже прибалтийские. Но в целом советская система не просто не смогла полноценно решить проблему модернизации, из-за разнонаправленности система распалась на институциональные векторы.
Интенсивно развивая промышленность, образование и науку, она одновременно сохранила и даже усилила традиционно-иерархическую структуру институтов, в которой институт власти жестко подчинял себе все остальные. Получилось два взаимоисключающих институциональных вектора. И это разорвало советскую систему.
Но нынешняя Москва не в состоянии развивать саму Россию. Кроме экономического и технологического отставания от развитых стран, Россия все больше теряет свои достижения в науке и образовании.
Очень много инфраструктурных проблем, например, плохие дороги и пр. Много депрессивных городов и покинутых деревень.
Сами российские власти признают, что не могут справиться с бедностью
При этом страна, которая не может решить свои внутренние проблемы, хочет усугубить их за счет направления своих и так ограниченных ресурсов на территориальную экспансию.
— Почему политическая интеграция с Россией невыгодна и Беларуси?
— Потому что белорусская власть из-за экономических преференций, получаемых от статуса союзного государства, законсервировала полусоветскую экономику и в целом свои институты. Как следствие, технологически страна тоже не развивается. Есть определенный апгрейд некоторых советских технологий и продукций, но она не смогла выйти на рынок с современными промышленными брендами.
Беларуси в краткосрочной перспективе выгодно иметь большой российский рынок и частично казахстанский.
Но в своем развитии она отстает от стран Балтии и Польши, с которыми связана исторически. Это привело к тому, что народ Беларуси сейчас выступает против режима Лукашенко
Но самый большой вред эта политика, направленная на присоединение постсоветских стран, может принести России. Это будет ее фатальное погружение в плен милитаристских и геополитических иллюзий. И это учитывая, что экономически она слаба, а технологически деградирует.
Вместо того чтобы направить силы на модернизацию в первую очередь своих социальных институтов,
Россия все больше подчиняется власти милитаристских ценностей. Один из примеров – аннексия Крыма
Власти удалось на год-два пробудить ложно-патриотические чувства. А потом выяснилось, что находясь в этой эйфории, нельзя развиваться.
Если сейчас под разными вывесками будет приращение территорий, энергия народа еще раз будет направлена на ложные ценности и цели
Тогда Россия будет не только стагнировать, но и отбросит себя назад.
Идея фикс, овладевшая российским руководством и большинством бывших советских людей, которые симпатизируют задумке присоединения бывших советских республик под вывеской интеграции, деструктивна. Для всех. И особенно для самой России.
Но если Россия модернизируется и станет процветающей, она органично может стать центром притяжения для всех бывших советских республик. Тогда идея интеграции с Россией станет для них очень привлекательной.
— Давайте резюмируем, что мы сейчас имеем и к чему надо стремиться в вопросах кооперации с соседями?
— Все экономические союзы между Россией, Казахстаном и Беларусью не привели к усилению интеграции. Я не встречал аргументов, которые говорили бы о пользе. Скорее, к обострению конфликтов между странами. Экономически мы больше соперники, чем союзники.
Большинство наших производителей недовольны созданием единого экономического пространства, так как правила и тарифы были заключены неравноправно. Нет и исследований, которые показывают эффективность этих союзов. Например, на уровне крупных предприятий, когда экономический эффект для них был бы подкреплен фактами.
Поэтому здесь мы больше видим не фактическую экономическую пользу, а политизацию.
И все же мы обречены на сотрудничество. Но объединение должно быть органичным, без давления с какой-либо стороны.
Это не должен быть политический союз под эгидой одной страны, это должна быть взаимовыгодная кооперация