Триллион тенге собирается потратить Нацбанк на борьбу с инфляцией. Эксперты сомневаются: конкретного пакета мер нет. Деньги, скорее всего, осядут у владельцев торговых сетей.
В 2021 году инфляция будет постепенно замедляться к верхней границе целевого коридора 4-6% по итогам года, сообщил Национальный банк 7 сентября.
«Замедление инфляционных процессов будет происходить из-за высокой базы инфляции, сложившейся в 2020 году, и слабого внешнего инфляционного давления. Дополнительное дезинфляционное влияние будет оказывать нормализация роста цен на продовольственные товары. Вместе с тем снижение инфляции будет сдерживаться дополнительным выделением в 2021 году целевого трансферта из Национального фонда РК на сумму 1 трлн тенге», — говорится на сайте ведомства.
Однако регулятор не уточнил, как именно собирается на эти деньги снижать инфляцию и сдерживать рост цен на продовольствие. Можно предположить, что будет использован опыт 2019 года, когда торговые сети получили субсидии в обмен на стабильные цены. Однако как сработала эта мера, адекватного отчета до сих пор нет.
Директор Центра прикладных исследований TALAP Рахим Ошакбаев считает, что проблемой неэффективной борьбы с ростом цен является отсутствие у государства качественных инструментов для ценового мониторинга.
— Рахим, как вы думаете, как именно триллион из Нацфонда поможет остановить рост инфляции? Закидают рынок деньгами, будут что-нибудь субсидировать или что-то еще?
— Вообще, заявление руководства Нацбанка в данном случае выглядит несколько парадоксально. С точки зрения принципов монетарной политики
«закачка» дополнительных средств в экономику в любом случае должна вести к росту инфляционного давления
В то же время с некоторых пор государство стало субсидировать некоторые торговые сети. Они взамен взяли на себя обязательства по сдерживанию роста цен на некоторые продовольственные товары. Однако эффективность подобного способа регулирования инфляции под большим вопросом.
— Да, в 2019 году миннацэкономики субсидировало торговые сети. Как это отразилось на ценах, мы видим — никак. Отчета по этой работе нет. Чем же в таком случае поможет триллион Нацфонда?
— В действительности субсидии подразумевали сдерживание цен только на 18 социально-значимых продовольственных товаров. Они представляют собой лишь часть потребительской корзины. Сдерживание цен на них не подразумевает фиксации потребительских расходов на одном и том же уровне.
С другой стороны,
контроль цен в некоторых торговые сетях не ведет к сдерживанию цен у всех продавцов
При этом у госорганов, по-видимому, отсутствуют эффективные механизмы мониторинга цен. В итоге мы видим, что в этом году подорожали фактически все товары. Включая социально значимые.
Еще стоит отметить, что триллион тенге (а это по нынешнему курсу свыше 2 млрд долларов), предназначенный для удержания цен лишь на некоторые товары, выглядит суммой крайне завышенной. Влияние уже предпринятых мер на реальную динамику цен спорное. Складывается впечатление, что на самом деле
эти меры были направлены не на сдерживание инфляции, а на финансирование отдельных торговых сетей
В результате некоторые крупные торговые сети получили серьезные конкурентные преимущества в сравнении с мелкими торговыми точками и даже продавцами на рынках.
— Цены на продовольствие за последние 12 месяцев выросли на 10,8%. Причем это усредненная цифра. В каждом регионе государство содержит социально-предпринимательские корпорации с мощным многомиллиардным финансированием. Почему они не производят товарные интервенции, когда цены идут вверх? Мы вообще не видим никаких действий с их стороны. Зато прекрасно осваиваем Нацфонд.
— Основная цель создания этих корпораций — поддержка бизнес-инициатив и стимулирование экономической активности у себя в регионе. Функция по сдерживанию цен является скорее не основной, а дополнительной. При этом у самих СПК отсутствуют действенные механизмы мониторинга цен.
А процессы проводимых ими «товарных интервенций» и финансирования крупных торговых предприятий не до конца прозрачны
В связи с этим СПК вряд ли уместно рассматривать как эффективный инструмент влияния на инфляционные процессы.
— В чем государство ошиблось, допустив рост инфляции выше заданного коридора? Есть ли у него сегодня инструменты не допустить рост инфляции в дальнейшем, без денег Нацфонда?
— Ускорение инфляционных процессов в текущем году во многом было обусловлено набором объективных факторов. Тут и карантин, и ослабление тенге. При этом есть вполне объективные сомнения в адекватности показателей инфляции, которые рассчитываются комитетом по статистике.
Например,
большинство участников опросов Нацбанка считают официальные показатели инфляции заниженными
В то же время динамика роста цен в Казахстане во многом обусловлена немонетарными факторами и сложившейся структурой товарных рынков. К сожалению, влияние немонетарных факторов на инфляционные процессы и ценообразование в Казахстане до сих пор должным образом не исследовались. Это создает определенные трудности при разработке мер по ограничению роста цен.
Например, не до конца ясна лепта, которую вносят в накручивание цен во всех торговых точках многочисленные посредники. Ясно одно — здесь простых решений быть не может. Государство должно проводить системную политику по сдерживанию роста цен, которая будет сочетать в себе меры прямого и косвенного влияния на инфляционные процессы.