Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Изнанка ужесточения наказания за сексуальные преступления глазами экспертов

1456

Детский психолог и президент ОФ «Институт равных прав и равных возможностей Казахстана» Маргарита Ускембаева считает, что проблему педофилии необходимо решать комплексно. Да, наказание за преступления сексуального характера необходимо ужесточать. Но при этом учитывать и другие факторы — доказательную базу, справедливый суд, совершенствование всей инфраструктуры по расследованию преступления и реабилитации жертв сексуального насилия.

Послание президента

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на совместном заседании палат парламента в послании народу Казахстана заявил о необходимости ужесточения уголовной ответственности за действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних.

— Проблема остается острой. Такие преступники заслуживают более сурового наказания, без права на помилование и тем более досрочное освобождение. Они должны содержаться в учреждениях максимальной безопасности,

— считает глава государства.

Мнение эксперта

Маргарита Ускембаева много лет изучает тему насилия в семье. И ей как психологу пришлось разбирать не один случай педофилии.

— Как раз сегодня, в День знаний, мы, группа по защите женщин от насилия, вместе с инспекторами полиции обсуждали и тему педофилии. Существовала ли эта проблема раньше? Почему сегодня, по наблюдениям, как будто всплеск насилия? И мы пришли к единому мнению, что,

к сожалению, педофилия существовала всегда

Просто сегодня общество стало более открытым и активным. Сейчас нет табуированных тем. Педофилию активно обсуждают, какие-то факты всплывают на поверхность, а какие-то так и остаются нераскрытыми.

В моей практике детского психолога я работаю с подобными случаями с 2008 года. Первые факты педофилии меня шокировали чисто по-человечески. Я долго не могла смириться, что это явление распространенное.

Случаи из практики психолога

На приеме у детского психолога 32-летняя женщина рассказала, что ее 6-летняя дочь, возможно, стала жертвой педофила.

— Когда мы начали разбираться, разматывать этот клубок, оказалось, что женщине в детстве о подобных случаях рассказывала каждая вторая девочка. То есть сексуальные домогательства к детям явление не новое.

Но именно

в случае с 6-летней девочкой в итоге выяснилось, что она все придумала. Просто не хотела ехать в деревню к бабушке с дедушкой

Сказала маме, что не хочет ехать, потому что дедушка целует ее в губы. Этого было достаточно, чтобы поднялся шум. В семье случился страшный переполох, всем было плохо. Старик даже собирался повеситься. Я начала разбираться. Оказалось, что 60-летняя бабушка недавно вышла замуж, и девочка нафантазировала, что если они жених и невеста, должны непременно целоваться.

Другой факт насилия — девушка с 9 лет подвергалась сексуальному насилию со стороны родного отца.

На мой вопрос, знала ли об этом мама, она ответила, что знала, но сказала, что все так живут

При этом мать на приеме у психолога обвинила дочь. Мол, зачем та садится отцу на колени и ходит в короткой юбке?

Еще был случай, когда муж насиловал полуторагодовалого ребенка.

И подобных примеров за многие годы психологической практики Маргариты Ускембаевой немало. Но она считает, что

необходимо изучать каждый отдельный случай, выслушать все стороны, иметь на руках доказательства

и действовать по закону.

Причины педофилии и наказание

Одна из главных причин — биологическая, говорит психолог.

Причины педофилии эмоционального характера. Это неблагополучные семьи с точки зрения эмоционального состояния

— Педофилия не привязана к экономической ситуации. Моя практика показала, что в большинстве своем это диагноз, таких людей необходимо лечить.

Маргарита Ускембаева считает, что в следственных и судебных разбирательствах преступлений сексуального характера необходимо участие психолога. Она напомнила нашумевший случай 2016 года, когда за педофилию осудили воспитанника детского дома, но четких доказательств его вины до сих пор нет.

— Молодого человека осудили на 15 лет. По сути, поставили крест на его жизни. Поэтому работать надо очень осторожно и корректно, с психологом. Диагностировать и определить, на самом ли деле было это преступление.

Да, наказание надо ужесточать. Но при этом усовершенствовать всю инфраструктуру психологического расследования и реабилитации жертв сексуального насилия

Химическая кастрация и смертная казнь — не решение проблемы. Я за мораторий на смертную казнь. Никто не имеет права лишать человека жизни.

Важно иметь доказательную базу, говорит психолог. Кроме того, надо квалифицированно работать с общественностью. Это серьезный фактор. И еще необходимо понимать, что несовершеннолетние всегда жертвы насилия, говорит психолог.

— Дети не понимают, что с ними делают, им просто больно и плохо. Они даже не могут объяснить, что с ними сделали. Я вам это как детский психолог говорю.

Дети не знают о безопасном поведении и телесной неприкосновенности. И об этом надо говорить, этому надо учить!

Если семья не готова, эти обязанности на себя должна взять школа.

Что касается той матери, которая не защитила свою дочь, зная, что муж ее насилует, и ей подобных, по мнению психолога, это происходит вовсе не из-за пресловутого «уята».

— Это поведение самки. Это внутривидовая борьба и чистой воды биология,

— поясняет Маргарита Ускембаева.

Советы психолога

  • Не позволяйте девочке гулять одной
  • Не оставляйте детей одних, особенно в обществе мужчин (и особенно мужчин-родственников)

Зачастую насилуют родственники и люди, вхожие в семью — те, кому доверяют

Насильник-родственник может манипулировать, запугивать ребенка.

— И надо понимать, насилие это не всегда проникновение, это могут быть и другие действия сексуального характера.

Настоящих преступников никто не ловит

О недоверии населения к правоохранительным органам и судебной системе говорит и активистка женского движения Feminita Гульзада Сержан.

— В обществе устоялось мнение, что полиция выбрала сегодня легкую работу — задерживать мирных гражданских активистов. Суды назначают «возмутителям спокойствия» большие штрафы, наполняя бюджет. Таким образом, и стражи порядка, и судьи работают на пользу госсистемы, но не общества. Получается, настоящих преступников никто не ловит и не судит — ведь бороться с уголовниками тяжелый труд. А штрафовать законопослушных мирных граждан работа непыльная.

Таким образом, общество не защищено полицией и справедливом судом.

Поэтому

ужесточение наказания педофилам ничего не даст, если никто не собирается ловить реальных преступников,

совершивших насилие, изнасилование или прочие уголовно наказуемые действия против детей.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter