Вице-министр образования и науки Республики Казахстан Бибигуль Асылова объяснила, что нововведение позволит сделать школы комфортнее, а образование качественнее.
— Апробация подушевого финансирования в школах ведется с 2013 года. Расскажите, что такое подушевое финансирование?
— Все верно, подушевое финансирование в школах апробировалось в Республике Казахстан с 2013 года, и первый этап перехода осуществлен в 2018 году на базе школ Нур-Султана.
Подушевое финансирование – это метод финансирования, при котором средства в школы выделяются исходя от контингента обучающихся. Подобный метод применяется во многих странах и доказал свою эффективность. Эту эффективность мы увидели по итогам апробации.
Долгие годы были потрачены на разработку правильной методологии, которая должна была соответствовать всем национальным стандартам и требованиям. Для ее оценки привлекались эксперты различных стран.
В частности, для себя мы отметили пять основных принципов подушевого финансирования. Это:
С внедрением подушевого финансирования снизились и поборы в школах. Последний проведенный опрос среди родителей города Нур-Султан показал снижение уровня поборов более чем на 80%.
— Когда ожидается переход всех школ на подушевое финансирование?
— Переход на подушевое финансирование будет осуществлен с 1 сентября 2020 года. Но хочу четко обозначить, что
на подушевое финансирование переходят только городские общеобразовательные школы
Переход остальных организаций среднего образования на этот метод финансирования будет рассмотрен в ближайшей перспективе.
В целях безболезненного перехода и установления всеобщего понимания среди всех участников Министерством образования и науки с начала года интенсивно проводится информационно-разъяснительная работа. Установлен контакт с каждой школой, проведены более 120 семинаров, организованы ряд онлайн-встреч с участием представителей школ для обмена опытом, которые участвовали в апробации подушевого финансирования.
Безусловно, сейчас нам очень важно, чтобы каждый понимал подушевое финансирование и свою роль в этом процессе. На эту работу направлены все силы.
По результатам TALIS-2018, наиболее распространенными проблемами для предоставления качественного преподавания в школах Казахстана, по мнению самих директоров школ, оказались:
Учитывая результаты перехода на подушевое финансирование школ города Нур-Султан, я полностью убеждена, что с его внедрением нам удастся решить эти проблемы.
С переходом на этот метод бюджет школ возрастает в среднем на 20%. Эти средства школы могут направить на укрепление материально-технической базы, интернет пр.
Такой возможностью уже воспользовались многие школы, и за счет средств, выделенных на подушевое финансирование, закупили компьютеры для дистанционного обучения.
Но надо отметить, что многое зависит от уровня менеджмента в школе. В этой связи хочу обратиться ко всем директорам городских школ и попросить отнестись к бюджетным средствам бережно. Расходование должно вестись рационально, руководствуясь реальными потребностями школы.
Наши школы необходимо сделать лучше, чтобы наши дети чувствовали себя в них комфортно и получали качественное обучение.