Для подготовки системы образования РФ к дистанционному обучению нужно несколько лет, считают российские эксперты.
В отличие от Казахстана, российские школы готовятся начать учебный год в очном режиме. Однако в информационном поле правительство РФ готовит население к возможной второй волне пандемии. А это значит, что школы закроют и ученики перейдут на дистанционное образование.
Аналитический портал Еurasianet задался вопросом, готовы ли российские школы к такому повороту? Вопрос не праздный, поскольку весной 2020, при первом карантине, организовать полноценное онлайн-обучение не удалось.
Спасать от коронавируса должна наука, которой нет — эксперт
Автор статьи отмечает, что за прошедшее время какие-то меры принимались. Однако это слишком короткий срок. Ведь существует достаточно много объективных факторов, препятствующих переходу на дистанционку. Начиная от низкого материально-технического обеспечения школ, детей и учителей до отсутствия единой платформы онлайн-обучения и навыков виртуальной работы у педагогов.
14 марта Министерство просвещения России рекомендовало школам перейти на дистанционное обучение «при необходимости» и «временно». Опрос, проведенный аналитическим центром НАФИ в конце марта, показал, что образовательная система России оказалась не готова к резкому уходу в онлайн.
В начале апреля школы для продолжения деятельности могли уже выбрать только два варианта: полностью перейти на онлайн-обучение или завершить год по итогам прошедшего периода для 1-8 классов.
Как коронавирус изменил роль государства в Казахстане
По словам Павла Фролова, основателя международной сети школ робототехники «РОББО Клуб», не более 5% школ крупных городов смогли более -менее приемлемо организовать процесс онлайн-обучения.
«Причины провала онлайн-обучения — в первую очередь, это низкая материально-техническая обеспеченность семей. По последним официальным данным, 26% детей живут в семьях с доходами ниже прожиточного минимума. Им просто не на чем учиться. Нет ни компьютеров, ни планшетов, в лучшем случае смартфон. Многие учителя также не имеют технических устройств, чтобы вести обучение», — отмечает эксперт.
Среди других причин коллапса в образовании весной 2020 года Фролов называет:
По мнению Никиты Поташко, основателя «Онлайн-школы №1» из Санкт-Петербурга, весь груз по организации учебного процесса онлайн лег на плечи учителей. Им пришлось самостоятельно решать проблемы взаимодействия с учениками. Осваивать сервисы видеоконференций, искать способы наиболее эффективной отправки учебных материалов и получения домашних заданий. Справились с этим успешно единицы.
«Многие учителя просто не владеют компьютером, и прежде чем обучать других, им самим нужно проходить обучение
То, что предложили школы как выход из ситуации, можно назвать только самообучением. Полноценного дистанционного обучения в традиционной школе еще не было. И будет оно, скорее всего, нескоро», — считает Поташко.
С ним полностью согласен Александр Рывкин, директор московской гимназии №1811, заслуженный учитель РФ.
Коронавирус, падение экономики и поиски выхода: идеи «Ак жола» и критика экономиста
«На сегодня объем материала меньше, качество онлайн-урока ниже, чем обычного, проведенного в классе. Методы, используемые, например, в физике, математике, где требуется выполнение практической работы самим учеником, при дистанционном обучении неэффективны», — написал он в своем блоге на сайте «Вести образования».
Впрочем, как пишет Еurasianet, российские школы столкнутся с большими проблемами еще до возможного прихода второй волны коронавируса. И связано это с требованиями Роспотребнадзора.
Среди них:
Виктор Панин, председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг, считает, что многие из этих требований невыполнимы.
«Например, как можно выполнить требование о начале уроков в разное время у классов, если в школе и так две-три смены? Просто
технически не получится так организовать процесс, чтобы дети не пересекались между собой
на выходе и входе учебного заведения», — сказал Панин изданию «Московский комсомолец».
Как сказал Ефим Рачевский, директор школы № 548 «Царицыно» и народный учитель России, чтобы решить задачу разделения потоков школьников, нужно «поломать голову вместе с айтишниками».
«У нас работает единая система «Проход и питание». Когда ученик приходит в школу, он прикладывает свою личную электронную карточку. Если «разводить» утром потоки, открывать все входы в здание, нужны дополнительные охранники, турникеты… Нужна серьезная аналитическая группа на уровне каждого региона, которая могла бы дать школам более конкретные советы», — сказал Рачевский «Российской газете».
Портал также цитирует мнение директора одной из школ. По его словам, подавляющее большинство школ не смогут выполнить все требования. Но это понимают и в самом Роспотребнадзоре. Поэтому на многое закроют глаза.
— Мы будем предоставлены сами себе в попытке соблюсти рекомендации разных ведомств и при этом не забыть заниматься своей прямой деятельностью — обучением детей,
— сказала директор. — Впрочем, весной 2020 года происходило ровно то же самое. Мы сами как могли пытались продолжать обучение при минимальном содействии кого бы то ни было».
Если в случае обострения эпидемиологической ситуации школы снова переведут на дистанционку, повторится сценарий весны 2020 года, считают эксперты. За полгода мало что изменилось. Все факторы, препятствующие нормальному удаленному обучению, сохраняются. Поэтому существенного улучшения качества онлайн-образования ждать не стоит.
Государство предпринимает шаги, чтобы повысить техническую оснащенность школ, но они рассчитаны на более отдаленную перспективу. В рамках нацпроекта «Образование» реализуется программа «Цифровая образовательная среда» (ЦОС) — внедрение цифровых технологий в образование. Ее финансирование составляет 79,8 млрд рублей до 2024 года.
Национальный фонд похудел на 452 млрд тенге
Создается единая образовательная платформа, которая включит в себя сервисы и программы обучения, в том числе дистанционного. В новом учебном году экспериментальный проект внедрения ЦОС начнется в 14 регионах страны.
По словам Поташко, когда у школ появится единая платформа, ученики смогут подключаться к онлайн-занятиям, а учителя – проверять домашние задания и давать обратную связь, только тогда можно будет говорить, что дистанционный формат существует и в школе.