На днях партия «Ак жол» подвела предварительные итоги поездок в регионы и обратилась к премьер-министру с конкретными предложениями, как помочь гражданам и предпринимателям. Некоторые их них довольно масштабные и порой спорные.
Парламентарии отмечают, что принятые государством меры поддержки предпринимательства в период карантина сыграли важную роль. Однако снижения НДС, отсрочки уплаты налогов и отмены налогов на фонд оплаты труда недостаточно.
— Финансовую поддержку бизнеса нужно расширить и сделать более гибкой, — говорит председатель партии «Ак жол» Азат Перуашев.
— Необходимо провести налоговую амнистию или освобождение от выплаты НДС, КПН и налога на имущество до конца 2020 года. А в случае возобновления карантинных мероприятий осенью – до 1 июля 2021 года.
Надо поддержать платежеспособность населения. Упорядочить процесс выплаты пособий, увеличив их сумму и расширив категории получателей.
Ввести до конца 2020 года снижение на 50% пошлин на все товары, импортируемые субъектами МСБ.
Ввести меры компенсации из бюджета части арендных платежей МСБ в качестве мер прямой финансовой поддержки.
Кроме того, в партии считают необходимым снизить базовую процентную ставку Нацбанком. Затем обязательно снизить ставки процента по кредитам в банках не более 4-5% годовых.
— Снижать долги бизнеса и населения по банковским кредитам надо не путем предоставления отсрочек, а путем приостановлением начисления процентов.
Мы предлагаем правительству ввести кредитные каникулы с возможностью полного списания процентов и переносом оплаты основного долга за счет пролонгации сроков
Государство должно жестко запретить банкам увеличивать суммы долга заемщиков. Сегодня же отсрочки по кредитам только накапливают долг. Спасти бизнес от большой долговой нагрузки можно и с помощью рефинансирования кредитов по новым пониженным ставкам. Эти задачи Нацбанку и Агентству по регулированию финансового рынка по силам.
Кроме того, в стране на фоне тяжелого экономического положения бизнеса участились попытки рейдерских атак на предприятия.
Полный пакет предложений правительству депутаты представят к началу сентября, а текст обращения читайте тут. Спасительным кругом выглядят даже имеющиеся наработки с точки зрения пострадавшего экономически бизнеса и населения.
Есть ли у государства ресурсы воплотить рекомендации «Ак жола» в реальность? Экономист Магбат Спанов считает, что без средств Нацфонда — нет, однако он против его использования.
— Я всегда был противником трансфертов из Нацфонда. Это не наши деньги, это деньги наших внуков. Предложения партии «Ак жол» выглядят предвыборным популизмом, который не обеспечен финансовыми ресурсами.
Государство должно жить по средствам. Конечно, какие-то определенные льготы и послабления нужны, но не в таком объеме
Кое-кто из депутатов вообще предложил всю жизнь выплачивать людям по 42 500 тенге. Никакой экономической основы, кроме стимулирования граждан к иждивенчеству, у таких предложений нет.
— Кстати, на период карантинных мер партия предлагает увеличить сумму выплат и расширить категории получателей, чтобы поддержать платежеспособность населения.
— Я понимаю, что людям тяжело, и они нуждаются в поддержке государства. Но такие варианты помощи уместны, если найден источник выплат, причем без средств Нацфонда. Пусть депутаты об этом тоже подумают.
Являясь членами парламента, который утверждает кандидатуру премьер-министра, мажилисмены о чем-то его упрашивают, но не требуют. Ведь можно было поставить вопрос о невыполнении премьер-министром своих обязанностей. Это является основанием для вотума недоверия.
— Еще как вариант помощи депутаты предложили снизить базовую процентную ставку, а затем обязательно и ставки по кредитам до 4% годовых.
— Все должно быть экономически обосновано. Есть такое понятие, как экономическая теория. Когда коридор инфляции в 5-7%, как по отчетам Нацбанка было в прошлые годы, базовая ставка должна быть на 1% выше верхнего предела, то есть 8%.
Но сейчас инфляция шагнула вверх. И предлагать снижение базовой ставки нужно очень осмысленно.
Финансовые инструменты должны применяться тактично. Иначе вместо спасения экономики мы ее убьем
Был же пример в марте, когда начался карантин: Нацбанк повысил процентную ставку до 12%, а через месяц отыграл. Это говорит о полном непрофессионализме руководства регулятора. Вместо того чтобы оставить или хотя бы на четверть процента снизить базовую ставку, чтобы удержать инфляцию в заданном коридоре, он подстегнул рост инфляции.
Вариант со снижением базовой ставки нужно обдумать и действовать без кавалерийских наскоков.
— Как вам предложение «Ак жола» не просто предоставлять отсрочки по банковским кредитам, а приостанавливать на период отсрочки начисление процентов?
— Этого делать нельзя, иначе
заемщики привыкнут, что за их кредиты отвечает государство
В конце концов, банковский сектор тоже сектор экономики, где тоже работают люди. Я не говорю о топ-менеджерах с высокой зарплатой и бонусами, но у рядовых менеджеров и сотрудников банков тоже есть семьи. Пусть «Ак жол» расскажет, чем они будут кормить своих детей? Конечно, принимаемые решения должны удовлетворять большую часть населения, но в ситуации с кредитами еще непонятно, кто выиграет.
Честно говоря, я не в восторге от деятельности министерства национальной экономики. Их программа выхода из кризиса — набор не связанных между собой мер, которые пахнут нафталином
Министерство не возглавляет процесс выхода из кризиса, а идет вслед за действиями и событиями мировой экономики. Поддержка того-сего — стандартный набор. Видно, в рукаве никаких козырей нет. Впрочем, как нет и глубокого анализа реализации индустриальных программ за прошедшие 30 лет.
— Сейчас страна буквально выживает за счет нефтяных денег, которые она не научилась зарабатывать?
— После обильного нефтяного дождя начала 2000-х страна разучилась зарабатывать деньги. Осталась только привычка получать их. Это касается и населения. А порождение иждивенческих настроений очень опасно.
Так что в качестве мер по выходу из кризиса государству следует иметь в виду не только экономические факторы. Влияет и социалка, и политика, и даже философия. Надо только поработать над этим.