В республиканском перечне сакральных объектов, составленном в рамках программы модернизации общественного сознания «Рухани Жангыру» — 15 объектов Мангистауской области. В региональном перечне их почти три десятка. Мы расскажем о четырех сакральных объектах региона, отражающих три эпохи истории полуострова — доантичную древность, средние века и новое время.
Расположенное в Тупкараганском районе в 80 км к северо-западу от Актау урочище Саура славится руинами крепости бронзового века — середины II тысячелетия до нашей эры. Вал длиной свыше 30 м был построен древними зодчими из камней и грунта в удобном для обороны месте. Особое внимание археологов привлекла нанесенная красной краской сетка на одной из крепостных плит — назначение ее остается неизвестным, но дальнейшие исследования могут пролить свет на верования древнего населения Мангистау.
В эпоху, когда строилась Сауринская крепость, полуостров, как и большую часть остального Казахстана, населяли пастушеские племена, говорившие предположительно на языках индоевропейской семьи. Проникнув в Казахстан с запада, из-за Волги, индоевропейские племена ямной культуры смешались с местными населением, которое, возможно, говорило на родственных языках. Результатом стала блестящая андроновская культура бронзового века — предшественница сакской.
Крепость в урочище Саура была разрушена в результате землетрясения, однако люди продолжали использовать урочище и в дальнейшем. Так, здесь было найдено захоронение женщины раннего железного века, когда полуостров населяли ираноязычные сакские племена. Вместе с плохо сохранившимся скелетом были обнаружены два глиняных сосуда, бусины, грузило для веретена и железный нож.
Сауринская крепость — современница монументальных крепостей Микенской цивилизации Греции. Кто знает, быть может ожесточенные сражения, вызвавшие необходимость создания крепости, были отражены и в древнейших гимнах «Авесты» — священной книги зороастрийцев. Межплеменные конфликты в бронзовом веке Казахстана были делом обычным, а сам Заратуштра, по мнению отдельных исследователей, мог быть выходцем с территории нашей страны.
Другой удивительный объект региона — подземная мечеть, построенная под руководством знаменитого суфия, просветителя и батыра из местного рода адай Бекета Мырзагулулы в конце 18 — начале 19 веков. Объект расположен в урочище Огланды на плато Устюрт, вдали от населенных пунктов и оживленных дорог, что соответствует его предназначению как места уединения, постижения вселенской мудрости и общения с божественным.
Мечеть Бекет-ата стала его же последним пристанищем. Объект состоит из трех помещений, поражающих воображение в том числе своей невероятной акустикой. Произносимые вполголоса слова здесь обретают силу песни, и даже если все двери открыть нараспашку, сквозняка нет. Бекет-ата не пользовался услугами передовых инженеров своего времени, однако будучи редким мыслителем — не зря в 40 лет он был признан суфием — находил интересные инженерные решения самостоятельно.
Некоторые ученые считают, что мечеть Бекет-ата использовалась и как обсерватория. Возможно, на закате своей жизни святой старец наблюдал отсюда за движением небесных тел. Кто знает, какие загадки мироздания ему тогда открылись?
В наши дни мечеть Бекет-ата стала популярной туристической дестинацией. Многие приезжают сюда за порцией духовной силы и исцелением от душевной боли. Традиция паломничества к подземной мечети укрепляется из поколение в поколение, а для паломников в Огланды имеется и дом с голубыми куполами. Цвета неба, к которому стремился великий суфий всю свою жизнь.
Говоря о сакральных местах Мангистауской области, нельзя обойти молчанием средневековое городище Кызылкала. Его руины находятся в Мангистауском районе в 20 км к северо-западу от села Шетпе на берегу родника Акмыш.
Городище было значимым экономическим и культурным центром в периоды с 10 по 13 века. Тогда территория Мангистауского района входила в зону влияния шаха Хорезма, а укрепленное городище было возведено для защиты караванов, во множестве следовавших по направлению к Европе и обратно в благодатные оазисы Средней Азии. Отдельные исследователи считают, что именно Кызылкала отражена в средневековых источниках как «неприступная крепость Манкышлак».
Укрепление и вправду выглядело внушительно — таковым оно и являлось, отбивая у мелких банд разбойников всякое желание поживиться купеческим добром в окрестностях современного Шетпе. Вдобавок к массивным угловым башням средневековые мастера возвели и промежуточные бастионы — простреливалась вся видимая зона перед крепостью.
С внешней стороны к стенам примыкали жилые усадьбы. Изначально в них селились выходцы с территории Узбекистана — гончары, стеклодувы, кузнецы и ювелиры. Со временем вокруг Кызылкалы стали селиться и выходцы из местных племен, занимавшиеся преимущественно скотоводством и земледелием. Воду жители крепости брали не только из родника Акмыш, но и из подземных ключей.
Когда монгольское вторжение огнем и мечом прокатилось по древнему Хорезму, пришла в упадок и Кызылкала. Но ее руины до сих пор пробуждают в воображении людей манящие сюжеты восточных сказок.
Веками воображение странников, местных жителей и всех интересующихся загадками человеческой истории будоражила и подземная мечеть Шакпак-ата в Тупкараганском районе в 30 км к северо-западу от села Таучик. Среди специалистов мечеть знаменита как единственный историко-культурный памятник во всем Арало-Каспийском регионе, стены которого изобилуют надписями и рисунками.
Мечеть вырублена в толще известковых пород на склоне скалистого плато. Временем ее создания, скорее всего, был 14 век, а точнее, его первая половина — время правления золотоордынского хана Узбека. Мечеть ориентирована по ходу движения солнца — с востока на запад — и включает четыре помещения, погребальные ниши, ротонду и минарет.
Каждую из колонн, поддерживающих своды центрального зала мечети, украшает неповторимый орнамент. А к западу от объекта располагается кладбище, использовавшееся со средних веков до начала 20 века. Там хоронили своих близких как местные казахи, так и их соседи — туркмены, использовавшие южную часть некрополя. На многих захоронениях до сих пор можно разглядеть родовые знаки — тамги.
Настоящее имя создателя мечети не сохранилось. Известно однако, что прозвище Шакпак — «кремень» — было дано ему за боевые заслуги. Когда сабля Шакпака опускалась на щиты врагов, летели искры, как от высекания огня. При этом Шакпак прославился образованностью, добрыми делами и остался в народной памяти как покровитель умерших и змей — символов подземного мира…
Удивительны природа и история Мангистауской области, и множество объектов региона еще ждут своих исследователей. В том же, что объемы исследовательской работы будут лишь нарастать, сомневаться не приходится — с начала Независимости государство уделяло повышенное внимание сохранению и восстановлению национального историко-культурного наследия. С выходом программной статьи Елбасы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» эта работа обрела второе дыхание.